Приглашаем посетить сайт

Высоцкий (vysotskiy-lit.ru)

Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь
Статьи на букву "Ч"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ч"

ЧАЙТАНЬЯ

ЧАЙТАНЬЯ - бенг. - ЧОЙТОННО (наст, имя Вишвамбхара, ок. 1486-1533) - религ. реформатор и проповедник кришнаитского бхакти. Род. в Навадвипе (Бенгалия) в брахманской семье. Начало его жизни было традиционным: ученичество, забота о доме. Затем он ушел от мира и нек-рое время жил в Пури как санньясин. По возвращении в Бенгалию основал кришнаитскую общину и начал проповедовать экстатич. любовь к Кришне. Отвергая внешние стороны культа, Ч. единственным ритуалом признавал санкиртан (бенг. - санкиртон) - совместное воспевание имени бога, исполнение гимнов, танцевальные процессии. Отрицал кастовое неравенство, принимая в число своих последователей членов низших каст и мусульман. Призывал людей к смирению, страстотерпию и самопожертвованию, превозносил аскетич. идеал. Резко выступал против распространенных в Бенгалии кровавых жертвоприношений. Изречения Ч. и сложившаяся вокруг его имени агиографич. лит-ра (наиб, известна "Чайтаньячаритамрита" - "Амрита жизнеописания Ч. " Кришнодаса Кабираджа, кон. XVI в.) оказали глубокое воздействие на распространение бхакти по всему вост. региону Индии и по сей день являются свящ. текстами кришнаизма, а Ч. почитается последователями как аватара Кришны и Радхи (сам он идентифицировал себя с Радхой, объятой любовью к Кришне). Ученики Ч., госвамины, принесли его идеи во Вриндаван, где возникла своя община адептов учения Ч. Однако после его смерти контакт между вриндаванской и бенгальской ветвями движения был утерян. Культ Ч. существует и поныне среди кришнаитов, в т. ч. в Международном обществе сознания Кришны.

Е. Ванина,

А. Дубянский

ЧАКРА

1) Колесо, диск, символ солнца, силы и победы. В гимнах Ригведы связан со временем и годом, в том же значении употребляется в протоиндийских текстах. Ч. ассоциируется также с космич. порядком, гармонией и равновесием.

2) Боевой диск - атрибут Вишну и его оружие, воплощает в себе охранительную функцию божества. Его Ч. имеет 6 спиц, реже - 8, отражая древнюю символику пространственновременных отношений. Ч. является также одним из видов оружия Дурги. Ее призывают в ритуале богопочитания и ей поклоняются как вместилищу божественной силы. Ч., как и др. оружие богов, иногда персонифицируется. В этом случае она иконографич. изображается в виде богато украшенной мужской фигуры с большим животом и круглыми глазами. Персонифицированная Ч. чаще всего соотносится с Вишну и именуется в этом случае Сударшана.

3) Знак чакравартина.

4) В тантризме - невидимый энергетический центр. Человеческое тело, по индуистским воззрениям, содержит шесть Ч.: муладхара, свадхиштхана, манипура, анахата, вишуддха и аджна. Кундалини, дремлющая в нижней Ч. - муладхаре, при соответствующей психотехнической тренировке поднимается вверх и достигает верхней Ч.

5) В астрономии - соединение накшатр и планет.

М. Альбедиль

ЧАКРАВАРТИН 1

ЧАКРАВАРТИН 1 (букв, вращатель колеса) - термин, обозначавший в индийской традиции, начиная с архаики, мирового правителя, царя-миродержца. Особое развитие концепция Ч. получила в буддизме. Этимологии термина, встречающиеся в буддийских источниках и у совр. исследователей, такие, как "правитель круга (земель)" или "правитель круга (земли, опоясанной океаном)", являются переосмыслениями первонач. значения, связанного с архаическим ритуалом и соответствующими мифологич. представлениями. Титул Ч. первоначально получал царь, к-рый в архаическом обряде обновления сакральной власти - ваджапея - совершал подъем по жертвенному столбу и касался рукой колесообразного навершия (чашала); мифологич. это символизировало приведение в движение "Колеса Времени" (Солнца, Года), "запуск" нового временного цикла.

Я. Васильков

ЧАКРАВАРТИН 2

ЧАКРАВАРТИН 2 (вращающий колесо) - мировой император, владыка мира. В числе "63 замечательных людей" нашей эпохи появлялись следующие 12 Ч.: Бхарата, Сагара, Магхаван, Санаткумара, Шанти, Кунтху, Ара, Субхума, Махападма, Харисена, Джаясена, Брахмадатта. Жизни их описываются стереотипно: кармическая предназначенность к данной роли, 14 пророческих снов матери, достижение власти с помощью высших сил и, в части., "14 волшебных драгоценностей", и т. д. Однако завершаются их судьбы по-разному: одни Ч. попадают в ады, другие - на небеса, третьи впоследствии достигают освобождения и становятся тиртханкарами.

А. Терентьев

ЧАНАКЬЯ

ЧАНАКЬЯ - персонаж древнего цикла легенд об основании первой общеиндийской державы. Брахман Ч. был оскорблен царем Нандой и отомстил ему, уничтожив династию и приведя к власти Чандрагупту Маурья. В драме "Мудраракшаса" и джайнских преданиях Ч. изображен как знаток искусства политич. интриги, использующий все средства для достижения поставленной цели. В образе Ч. старинный мотив гнева брахмана, к-рый способен разрушить весь мир, сливается с идеальным образом учителя и мудрого советника царя. Традиция приписывает Ч. ряд сборников афоризмов о нити и "Артхашастру", отождествляя его с Каутильей.

А. Вигасин

ЧАНДАЛА

1) По древнеиндийским источникам, члены низшей касты, происходящей от браков шудр с брахманками.

2) В наст. вр. - одно из употребительных обобщающих названий для неприкасаемых (членов "списочных" каст).

3) Название одной из каст неприкасаемых в Бенгалии (др. название - намашудра).

Л. Алаев

ЧАНДИ

ЧАНДИ (букв, гневливая) - один из эпитетов Дурги, грозной ипостаси супруги бога Шивы, к-рого иногда именуют Чандипати (супруг Ч.).

Н. Краснодембская

ЧАНДРА

ЧАНДРА (первонач. значение сияющий, сверкающий) - название Луны и имя соответствующего персонифицированного божества в индуистской мифологии, мужского рода. Др. его имя - Сома. В иконографии имеет антропоморфный облик, прекрасен лицом; ездовым животным Ч. является антилопа. В соответствии с разными легендами он считается рожденным из Молочного океана, называется также сыном Сурьи (Солнца) или сыном Атри, одного из прародителей человечества. Ч. (Сома) является вместилищем напитка бессмертия (сомы, или амЧАНДРА риты). Иногда Ч. величается Повелителем планет. Ч. имеет важнейшее значение в формировании индуистского календаря: лунный зодиак из 28 лунных "домов" и все фазы Луны учитываются практически и символически. В соответствии с ними идет счет на лунные месяцы (их больше, чем в солнечном календаре), каждый из к-рых делится на светлую и темную половины, и каждому дню лунного месяца приписывается определенный магич. смысл, к ним приурочиваются определенные праздники. Среди дней недели с Луной соотносится понедельник (название его, однако, связано с именем Сомы, а не Ч.). Родиться в день полнолуния считается счастливым предзнаменованием; это сулит богатство и процветание. Понедельник посвящается также Шиве, т. к. Луна (точнее: полумесяц) является одним из атрибутов этого бога. Ч. не имеет приверженности к опред. цвету, и в понедельник можно носить разноцветные и пестрые одеяния. Луне посвящено растение паласа (Butea fondosa).

H. Краснодембская

ЧАРВАКА

ЧАРВАКА - некий древний философ-материалист, последователь локаяты, вообще - сторонник этой школы; чаще употребляют термин "локаятик".

А. Парибок

ЧАТУРВАРГА

ЧАТУРВАРГА - четыре жизненных принципа, к-рые в совокупности называются четырьмя благами: дхарма (закон, нравственный долг) - исполнение семейных обязанностей, религ. обрядов и т. п., артха (суть, польза) - приобретение материальных благ, их использование, а также соблюдение предписанных норм поведения, кама (любовь, чувственное наслаждение) - чувственная, физическая любовь, мокша (освобождение) - избавление от уз бытия, достижение духовного совершенства. Соблюдение четырех жизненных принципов предписывалось всем "дваждырожденным" (двиджа). См. ТРИВАРГА.

М. Альбедиль

ЧАТУРМАСЬЯ

ЧАТУРМАСЬЯ - сезон года, состоящий из четырех месяцев; календарная единица, принятая в древней Индии. Три Ч. делили год на зимний, весенний и дождливый сезоны. Границы сезонов отмечались особыми праздниками: между зимой и весной поклонялись всем богам сразу; с приходом периода дождей почитали Варуну; начало зимы отмечалось как праздник урожая.

Н. Краснодембская

ЧАТУРМУКХА (ЧЕТЫРЕХЛИКИЙ)

ЧАТУРМУКХА (Четырехликий) - эпитет Брахмы, отражающий особенность его иконографии. Четыре лика или головы Брахмы символизируют четыре стороны света и четыре Веды. Четырехликим иногда изображают Вишну, Ананту, нек-рых др. мифологич. персонажей.

А. Дубянский

ЧЕТКИ

ЧЕТКИ - см. АКШАМАЛА, МАЛА, РУДРАКША.

ЧИНМОЙ

ЧИНМОЙ (Свами Чинмайананда, род. в 1931) - известный неоиндуистский философ и проповедник, в особенности популярный на Западе. Род. в Бенгалии, с 12 лет жил в ашраме, посвятив себя духовным поискам. В 1964 переехал в Нью-Йорк, где и находится центр возглавляемого им движения. Автор большого кол-ва книг, включая комментарии к упаншиадам и "Бхагавадгите". В доктринальном плане Ч. развивает характерные для неоведанты идеи о непротиворечивости теизма и мистич. монизма, о единстве и взаимодополняемости разл. путей богопостижения, уделяя при этом особое внимание медитативной практике, к-рой посвятил специальную книгу-руководство "Медитация: совершенствование в Боге". Отличит, чертой системы Ч. является использование искусства, трактуемого как важное средство развития и раскрытия божеств, потенциала личности. Отношение Ч. к искусству, отражающему единство, одухотворенность и гармонию вселенной, в целом находится в лоне эстетич. и мировоззренч. исканий Рабиндраната Тагора. Сам Ч. - поэт, художник и композитор. Его картины представляют собой спонтанное воплощение медитативных состояний живописца, в к-рых мир предстает как игра цвета и движения. Созерцательность и спонтанность характерна и для инструментальной музыки Ч. Ч. - активный обществ, деятель, осуществляющий в рамках своего движения разл. программы по установлению мира во всем мире: пробеги мира, концерты мира, проводимые им во мн. странах. Центр движения Ч . имеется и в России, куда наставник и его ближайшие ученики приезжали с лекциями.

А. Ткачева

ЧИТТА

ЧИТТА - в йога-даршане то же, что буддхи в санкхъе - материальный (продукт пракрити) орган индивидуального духа (Пуруши), активность к-рого выражается в порождении содержаний, верных или нет, связанных с настоящим моментом или нет. Цель йоги - прекратить активность Ч. В веданте Ч. - внутренний, т. е. психический, орган индивидуального сознания в аспекте припоминания или сосредоточения. В буддизме - сознание.

А. Парибок

Предыдущая страница Следующая страница