Приглашаем посетить сайт

Тургенев (turgenev-lit.ru)

Справочник по ересям, сектам и расколам
Статьи на букву "А"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я
Следующая страница

Статьи на букву "А"

Аароново согласие

Аароново согласие, или онуфриевщина

Это согласие беспоповщинской секты основано неким Симеоном Протопоповым, в пострижении Онуфрием. Последователи этого согласия признают истинным брак, совершенный лицом неосвященным, отвергают законность брака староженов, венчанных в Православной Церкви, отвергают запись в раскольнические списки, называя паспорта печатью антихриста; принимают приходящих в их согласие через перекрещивание. Аароновым это согласие названо по имени вологодского купца Андрея Жукова (†1798 г.), который прозывался Аароновым; а по имени своего основателя оно называется онуфриевщиной. Это согласие более распространено в Архангельской и Вологодской губерниях.

Абиссинцы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аввакумовщина

Аввакумовщина - раскольничий толк поповской секты, получивший свое начало от старца Онуфрия, одного из настоятелей Керженских скитов (Нижегородской губ.).

Этот старец случайно получил от другого старца Сергия некоторые догматические письма Аввакума. Перечитывая их со всем своим братством, Онуфрий увлекся мыслями пресловутого расколоучителя, совершенно еретическими; а) о Пресвятой Троице, будто Она трисущна, рассекается на три равные естества, и Отец, Сын и Святой Дух имеют каждый особое сидение, как три Царя небесные; б) о воплощении, будто «Бог Слово излия Себе во утробу Девы не Себя Самого, но силу существа Своего естественну», и воплотился от Нее только благодатию Своею, а не Ипостасью; в) о Христе Спасителе, будто Он «сидит на престоле, соцарствуя Св. Троице», как Бог особый; г) о сошествии во ад, будто «Христова душа от креста на небо ко Отцу пошла, воскресши же от гроба, Христос сниде во ад с телом по воскресении из мертвых» и проч. Онуфрий и его братия не только сами усвоили эти безрассудные мысли, но старались еще распространять их и защищать. Жители других скитов Керженских многократно вразумляли Онуфрия, но он оставался непреклонен. Сильнейший удар этому еретическому толку нанесли сами основатели Онуфриева скита по смерти своего наставника в 1717 г., когда, собравшись вместе с обитателями других скитов, торжественно отвергли письма Аввакума. Имя аввакумовщины, или онуфриевщины, начало мало-помалу исчезать, хотя следы лжеучения сохранились еще между раскольниками.

Авелиты

Авелиты, или авелониты, - секта, существовавшая в Северной Африке в конце IV века. Имя свое авелиты заимствовали от Авеля, сына Адамова. Заключая из Св. Писания, что Авель умер безбрачным, авелиты осуждали брак и всячески убегали брачного ложа, что бы не распространять на земле первородного греха. При этом, однако ж, каждая чета обязана была брать к себе в дом мальчика и девочку посторонних родителей и воспитывать их в правилах своего общества. Таким образом, они думали буквально исполнить требования Апостола (1 Кор. VII, 29).

Авелониты

Авелониты - см. авелиты

Автортодокеты

Так назывались строгие последователи монофизитства, учившие, что тело Иисуса Христа было нетленно, что Он чувствовал голод, жажду и т. п. или по видимому, или по самопроизвольному хотению, а не по природе. Автортодокеты разделялись еще на актиститов, признававших тело Иисуса несотворенным, и ктисголартов, признававших тело Спасителя сотворенным. См. Гайниты.

Агноэты

Агноэты, или Фемистиане

Так называлась партия умеренных монофизитов, во главе которой стоял дьякон Фемистий, учивший, что Иисус Христос не знал всего.

Адамантовых секта

Адамантовых секта произошла от беспоповщинского поморского толка. Основной принцип поморского толка это наступление в мире царства антихриста. Но поморцы, проповедуя о наступлении царства антихристова и признавая необходимость сопротивляться ему, не проводили, однако ж, своего учения в жизнь. Признавая такое суровое учение, они, однако же, не гнушались благами мира и пользовались всем тем, что, по их мнению, было изображением антихриста, на чем была его печать и чего, следовательно, они должны были избегать. Так, разъезжая по делам торговым, они не отказывались от паспортов, брали деньги и различные документы с казенной печатью и государственным гербом. Строгие же ревнители поморского толка не могли не признавать это изменою вере, потому что, по их мнению, на всех этих предметах, в виде государственного герба, была изображена печать антихристова; вследствие этого они восстали против поморцев и образовали особую секту. Во главе недовольных стал пастух или скотник Выговского скита, которого обыкновенно и считают основателем этой секты, называя и сам толк этот Пастуховым. Такое название дано секте поморянами, вероятно, в насмешку. Сами же сектанты называют себя «адамантовыми», т. е. твердыми последователями старой веры и противниками всех нововведений, которые носят на себе печать антихриста и служат для обольщения верных сынов церкви, т. е. адамантовых. Учение адамантовых в основных чертах сходно с учением поморцев; отличается от него большей последовательностью выводов и большей применимостью их к частной жизни. Проповедуя наступление царства антихристова, адамантовы учат чуждаться всего того, что изобретено в антихристово время и на что антихрист наложил свою печать. На этом основании они учат не брать в руки денег, паспортов и других свидетельств, на которых, по их мнению, изображена печать антихриста в виде государственного герба. Строгость адамантовых в этом отношении доходит до того, что они запрещают ходить по каменным мостовым, как по изобретению антихристова времени, запрещают жить в городах и селениях, чтобы не осквернить себя общением со слугами антихриста. Признавая такими как православных, так и раскольников, адамантовы перекрещивают всех, вступающих в их общество. Вопреки признаваемому поморцами всеобщему девству, они, для избежания разврата, признают брак, где бы и когда бы он ни был заключен.

Адамиты

Адамиты - еретики, учившие, что Христос восстановил человека в невинном состоянии, как были созданы Адам и Ева, и под этим предлогом они собирались в храме в обнаженном виде. В XIII в. эта гнусная секта была сильно распространена в Богемии и Польше.

Адвентисты

Статья большая, находится на отдельной странице.

Адопциане

Еретики, явившиеся в VIII в. в Испании от епископов Элинаида Толедского и Феликса Ургельского. Ересь их состояла в возобновлении несторианского учения. Адопцианами назывались потому, что утверждали, будто Иисус Христос по человеческому естеству есть Сын Богу Отцу не собственный, а благодатный, усыновленный (adoptivus), предполагая этим разделение в Иисусе Христе двух естеств на два лица.

Акефалиты

Так называлась в древней христианской Церкви секта монофизитов, последователи которой отреклись от своего главы, патриарха Петра Могуса, как принявшего в 482 г. Генатикон (т. е. присоединительный эдикт) греческого императора Зенона.

Актиститы

См. автортодокеты.

Акулиновщина

Беспоповское согласие, основанное бабой Акулиной, в котором мужчины и женщины, при вступлении в него, меняются крестами и целуют иконы, попы и чернецы расстригаются, и потом все, без разбора и стыда, живут блудно.

Анабаптисты

Протестантская секта, явившаяся в Саксонии и Швабии при самом первом распространении реформационных идей. Основателем и главным распространителем ее был Фома Мюнцер, бывший школьный учитель. Учение анабаптистов состоит в следующем: крестить младенцев, не имеющих веры, не следует; церковь должна быть обществом святых; все, как едино во Христе, должны быть равны не только в отношении священства, но и в отношении гражданского и общественного положения; у всех должно быть все общее; не должно быть никакого начальства, никаких законов, никакой собственности; для учреждения на земле церкви такой, или царства Божия, нужно искоренить всякое нечестие и истребить всех нечестивых. Нечестивыми почитались все, не принадлежащие к их обществу, почему сектанты переходящих к ним христиан вновь перекрещивали под тем предлогом, будто ранее полученное крещение есть только Иоанново - водное. Поэтому и называли таких сектантов анабаптистами.

Англиканство

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аномеи

См. евномиане.

..............................

* статьи евномиане нет в настоящем издании -- прим. EdwART

Антиномизм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Антиномисты

Антиномисты - гностики, проповедующие для освобождения от зла и материи нравственную распущенность и разврат.

Антитанты

Антитанты и Продоциане - то же, что антиномисты.

Антитринитарии

Антитринитарии, или монархиане, - еретики II и III в., признававшие только единого Бога, Который именуется Отцом, а Второе и Третье Лицо Св. Троицы почитали или божественными силами (динамисты), или только формами единого Божества (модалисты). По лжеучению их, сей единый Бог во Христе стал человеком, был распят, страдал и умер, отчего еретики эти называются еще патрипассианами (допускавшими воплощение и страдания Бога Отца). Самым видным представителем антитринитариев первого рода был Павел Самосатский (из сирийского города Самосаты), второго - Савелий, пресвитер Птолемаидский (в Египте). Павел Самосатский, проводя в своем учении строгий еврейский монотеизм* утверждал, что Иисус Христос в строгом смысле не есть Бог, что в Нем от рождения обитала в высшей степени, чем в ветхозаветных пророках, божественная мудрость или божественный разум и что только в нравственном смысле Он может быть назван Сыном Божиим. Согласно с этим своим лжеучением, Павел запретил в церкви антиохийской, епископом которой он был, петь стихи в честь Иисуса Христа, как Бога, и крестить во имя Его. Последователи Павла Самосатского, называвшиеся павлианами, существовали до IV в. Савелий Птолемаидский, утверждавший, что Бог есть одно Лицо, что Он как Отец - на небе, как Сын - на земле, как Святой Дух - в тварях, первый ввел в круг Своего созерцания Третье Лицо Святой Троицы, Святого Духа, и тем дал полное развитие системы монархиан-модалистов. Его лжеучение было осуждено на соборе Александрийском (261 г.) и Римском (262 г.). Ересь антитринитариев представляла собой только первые слабые попытки разума низвести откровенное учение на степень обыкновенного умозрения, а потому вообще не имела большого вредного влияния на ход церковной жизни.

* монотеизм (от греч. monos - единственный, единый; theos - бог) - религиозное представление и учение о едином Боге, единобожие, в противоположность политеизму - многобожию. - Прим. сост.

Антропоморфиты

Антропоморфиты - последователи секты, приписывавшей Богу человеческую наружность. Эти сектанты, буквально понимая сказанное в книге Бытия: «и сотвори Бог человека по образу Божию», думали, что Бог должен иметь настоящие члены, руки и ноги, подобно человеку. Этот грубый раскол был опровергнут св. Епифанием и вскоре прекратился; хотя в десятом веке и упоминается об антропоморфитах, но секта их была уже малочисленна.

Анфинганы

Эти еретики появились в начале IX в. во Фригии. Признавая себя высшими, духовными христианами, они в своем самообольщении старались избегать не принадлежащих к их секте и считали общение с последними для себя осквернением. Название этих еретиков происходит от греческих слов: αν и Θιγγανω (касаюсь).

Аполлинария

Аполлинария - ересь, названная так по имени своего основателя Аполлинария, еп. Лаодикийского, который учил, что Сын Божий, воплотившись, принял не полное человеческое естество, но только душу и тело человеческие, ум же человеческий у Него заменяло Божество. Ересь эта была осуждена 2-м Вселенским собором.

Апостолики

Апостолики, или апостольские братья, - общее наименование различных христианских сект, протестовавших против омирщения церкви и проповедующих возвращение к апостольской простоте. В XIII в. такая секта основана была Герардом Сегорелли в Италии, который, стремясь восстановить апостольскую жизнь, отказался от своих имений и, как нищенствующий апостол, в сопровождении своих единомышленников, братьев и сестер, проповедовал раскаяние во грехах. Преемник его Дольчино выступил с апокалипсическими пророчествами против римской церкви. Он утверждал, что скоро наступит новый (четвертый) период церковной жизни, когда папа и иерархи будут низвержены и церковь будет преобразована Св. Духом в церковную общину. Герард и Дольчино были сожжены на костре, а секта апостоликов существовала в Ломбардии и Южной Франции до 1368 года.

Апостольские братья

Апостольские братья - см. апостолики

Апотактиты

Эти древние сектанты (III и IV вв.) происходили от енкратитов и все в мире отвергали, все блага и радости жизни, все связи с людьми и всякое имущество, почитая это одно отвержение полным совершенством жизни духовной и даже общею, непременною обязанностию всех христиан. И в этом заблуждались, не понимая в точности смысла слов евангельских, или, лучше сказать, лицемерствуя в наружном их исполнении, без внутреннего усовершенствования своей жизни.

Арианство

Арианство - ересь, основанная Арием, александрийским пресвитером. Зависть к Александру, сверстнику, сделавшемуся епископом, была тайным побуждением, а прение с Александром же о сущности Сына Божия - случаем к тому, что Арий отступил от учения Церкви и начал распространять заблуждения свои в клире и народе с таким успехом, что непрерывно приобретал себе новых последователей. Учение его состояло в следующем: Христос сеть Бог, но меньший Отца по Божеству, сущности, свойствам и славе; имеет начало бытия Своего, хотя сотворен из ничего, прежде всех вещей; имеет совершенное сходство с Отцом, Который не по естеству, но по усыновлению и воле Своей сотворил Его Богом и Который через Него, как орудие, все создал, почему Христос превыше и всех тварей, и даже ангелов. Дух Святой не есть Бог, но творение Сына Божия, содействующее ему в творении прочих существ. Епископ Александр миролюбиво старался склонить Ария к православному учению; но когда ни он, ни усилия Константина Великого не могли примирить Ария с епископом, то на Александрийском соборе в 320 г. осуждено было его учение. Возрастающая со дня на день ересь Ария побудила учредить в 325 г. славный Никейский собор, на котором Арий торжественно был осужден за сопротивление признавать Иисуса Христа единосущным Богу Отцу. В Римской империи арианство существовало до половины V в., но у других народов (готов, вандалов, бургундов) до VII в.

Аристовцы

Эта секта выродилась из беспоповщинской секты федосеевцев; но, будучи сходна с нею в основных началах своего учения, аристовщина имеет свои особенности, которые характеризуют ее как - особую, отличную от федосеевщины, секту. Аристовщина возникла в начале прошлого столетия. Основателем ее был с. - петербургский купец Василий Кузьмин Аристов. Будучи фанатичным последователем секты федосеевцев, он в 1800 г. подверг самому строгому обсуждению два вопроса этого толка: первый вопрос о браке, второй - об отношении федосеевцев к властям. Аристов решил эти вопросы несогласно с учением федосеевцев. Известно, что у федосеевцев брачная жизнь была терпима в их обществе; они не воспрещают быть в брачном сожитии даже и тем, которые до вступления в их общество были обвенчаны в ненавистной им Церкви Православной. Аристов, восставши против этого федосеевского пункта учения, зашел слишком далеко, признавши заключение браков совершенно ненужным и предоставив отношение мужчины к женщине на произвол каждого. Коснувшись второго вопроса об отношении федосеевцев к властям, Аристов решил его в том смысле, что всякое отношение к светской власти, как, по его мнению, еретичествующей и служащей антихристу, - незаконно. Вследствие этого истинный христианин, по мнению Аристова, должен избегать распоряжений власти и не относиться к ней ни в каком случае. В 1810 г. Аристов и его приверженцы разорвали всякое общение с федосеевцами и основали свою общину. Об образе жизни и обрядности аристовцев нужно заметить, что, несмотря на свободные отношения полов вследствие уничтожения брака, мужчины и женщины у них держатся друг от друга далеко: они не едят и не пьют вместе. Каждый из аристовцев имеет при себе створчатый медный образок, пред которым только и молится. Других икон аристовцы не принимают. Молятся они порознь и только изредка собираются для общественных молитвословий. Клятв они не употребляют. Воинская служба, как несвойственная христианину, которому заповедана любовь ко врагам, - у них считается смертным грехом. Аристовцы одни-единственные предстанут пред страшным Судиею, без суда и расспроса пойдут в вечные блаженные обители, следовательно, плакать в их секте об умерших - значит то же, что не желать ближнему добра; а потому никаких молений об умершем у аристовцев не существует.

Арминиане

Арминиане или реформаторы - рационалистическая секта, обязанная своим происхождением Якову Арминию, профессору в Лейдене. Арминиане учат: 1) Св. Писание богодухновенно не во всех своих частях, а только в существенных, необходимых для нашего спасения; Св. Писание может иметь цену слова Божия настолько, насколько оно согласно с разумом. 2) Лица Св. Троицы Отец, Сын и Св. Дух, хотя по природе равны, однако по достоинству подчинены друг другу: Сын рождается от Отца и т. д. 3) Оправдание есть отпущение всех грехов по вере во Иисуса Христа, полное освобождение грешника от всякой виновности пред Богом; это не процесс сообщения праведности и святости, а акт, и притом юридический; это потому, что смерть Иисуса Христа хотя по своему существу была выкупом за наши грехи, однако имела удовлетворяющую силу не сама по себе, а получила такое значение по благоволению Божию, принявшему несовершенное удовлетворение за полное и совершенное. 4) Таинства суть обряды, в чувственном образе представляющие духовный союз Бога с человеком; это знание нашего христианского исповедания и благодати Божией, обетованной верующим. Самих арминиан немного (около 6000); за пределами Голландии их нет.

Армия спасения

Статья большая, находится на отдельной странице.

Армяне

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ассидеи

Ассидеи (благочестивые евреи) - так называлась национальная партия, образовавшаяся в еврействе пред Рождеством Христовым, в отличие от «нечестивых» и «беззаконных», т. е. евреев греческой партии, доводившей свое стремление к сближению иудаизма с греческой культурой до водворения в самом Иерусалиме языческого греческого культа и устранения религии предков (1 Макк. II, III, VI, VII, IX гл). Ассидеи первые присоединились к Маттафии и впоследствии, по-видимому, слились с последователями Маттафии (2 Макк. XIV, 6). Когда Вакхид пошел против Иерусалима, то ассидеи (1 Макк. VII, 13), по убеждению священника Алкима, заключили с Вакхидом мир. Эта доверчивость стоила им 60 000 убитых.

Атеизм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Афиногеновщина

Согласие поповщинской секты, названное так по имени основателя своего, старообрядческого лжеепископа Афиногена. Беглый дьякон новоиерусалимского Воскресенского монастыря Амвросий, человек ловкий и честолюбивый, явившись под именем иеромонаха Афиногена к стародубскому попу Патрикию, успел приобрести себе его любовь и доверие. Вскоре из-за границы просили Патрикия дьяконовцы прислать к ним священника. Прибыв туда от имени Патрикия, Афиноген пустил в ход молву о тайне, будто он - епископ, получивший архиерейство от сибирского митрополита Антония, но скрывший свой сан ради спасения после того, как узнал старую правую веру. Когда слух распространился и нашел выгодный отклик в сердцах, Афиноген явился в полном виде епископа и свободно. С торжеством приняли простаки самозванца, и он свободно начал ставить мужиков в попы и дьяконы. Однако хитрый Патрикий, дороживший властью наставника, которую стал делить с ним Афиноген, доискался правды. Пришло дело к расчету. Афиноген бежал в Польшу и вступил там в военную службу, но приверженцы его, хотя и немногие, упорно продолжали считать его действительным епископом и образовали из себя особое согласие.

Следующая страница