Приглашаем посетить сайт

Отели (hotels.otpusk-info.ru)

Житие и избранные места из творений Преподобного Макария Египетского

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Аполлов А. И., год: 1890
Категории:Рассказ, Религия

Оригинал этого текста в старой орфографии. Ниже предоставлен автоматический перевод текста в новую орфографию. Оригинал можно посмотреть по ссылке: Житие и избранные места из творений Преподобного Макария Египетского (старая орфография)

ЖИТИЕ
И ИЗБРАННЫЕ МЕСТА ИЗ ТВОРЕНИЙ
ПРЕПОДОБНОГО
МАКАРИЯ
ЕГИПЕТСКОГО.
ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ЕГО ДУХОВНЫХ БЕСЕД, ПОСЛАНИЙ И СЛОВ ПО ПЕРЕВОДУ МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ.

СОСТАВЛЕНО СВЯЩЕННИКОМ
А. Аполловым.
No 59.

МОСКВА.
Типография И. Д. Сытина и Ко., Валовая ул., соб. дом.
1890.

Некоторые черты из жизни преп. Макария Египетского.

Макарий, в отличие от другого соименного и современного ему подвижника, родившагося в Александрии, названный Египетским, а за свою святость и мудрость - Великим, родился в 300 г. Время юности провел он в доме родителей и был пастухом стад отца своего. Не сохранилось известия, чтобы Макарий получил образование в каком-либо училище, но из его описаний видно, что он не чужд был и книжного образования. Но то несомненно, что нравственное его образование началось рано. Как в самых молодых летах он заботился о правоте своих действий, показывает один случай в его детстве. Однажды сверстники его пошли в чужой сад за смоквами и, когда бежали назад, уронили одну из них. Макарий поднял ее и съел. Эта погрешность так тяжело легла на его чистую совесть, что осталась навсегда памятною во всю жизнь его и, как говорил сам Макарий, он не мог вспомнить об ней без слез {Стр. III--IV.}.

Немного до как дошло сведений о жизни Великого Макария. Жизнь его. сокровенная во Христе, осталась сокрытою и для нас {Стр. VIII.}. Макарий удовлетворял своим потребностям не более, чем сколько нужно для поддержания жизни. Однажды, ученик его Езагрий, томимый жаждою, просил позволения напиться воды. "Будь доволен и тем, - сказал Макарий, - что находишься под тению: многие лишены и этой отрады. Уже двадцать лет, как я ем, пью и сплю не более, как сколько нужно для поддержания жизни" {Стр. XV.}.

Произвольную нищету и нестяжательность Макарий почитал для инока выше всего. Однажды, авва Феодор Фермейский, имевший три книги, пришел к нему и говорит: "Вот у меня три книги, и сам я подучаю от них пользу и братия, употребив их, получает назидание; что мне полезнее сделать: оставить ли их у себя для собственной пользы и для пользы братии, или продать их и полученное раздать нищим". Старец отвечал: "Первое хорошо, но нестяжательность всего лучше". Два раза Макарий заставал в своей келлии воров, и не только не задерживал их, но и сам, как бы посторонний, помогал им выносить вещи из своей келлии {Стр. XVII.}.

Промысл Божий, для утверждения Макария в смирении, указал ему на двух женщин, живших в мире с своими мужьями в городе, но высших его по нравственному совершенству. И старец не обленился из пустыни придти в город и разспросить сих жен, как оне живут. По просьбе Макария, оне рассказали, что пятнадцать уже лет, как оне вышли замуж за двух братьев, и в течение сего времени жили во взаимной любви и согласии, всегда исполняли волю мужей; имели желание поступить в монастырь, но, по несогласию на то мужей, решились остаться в мире, но вместе положили бдеть над своим сердцем и не произносить ни одного праздного слова. И Макарий смиренно просил Бога, чтобы Он сподобил его жить в пустыне так, как оне жили в мире {Стр. XVIII--ХИХ.}. Смирение Макария обнаруживалось особенно в снисходительности к немощам других. Он был, по свидетельству свитских старцев, как бы бог земный. "Потому что, - говорили они, - как Бог покрывает мир, так Макарий покрывал согрешения, которые он, видя - как бы не видел, и слыша - как бы не слышал". Раз он увидал брата, совершающого тяжкий грех. "Если Бог, Творец его, - сказал он, - терпит грех, когда мог бы сожечь огнем, то кто я, чтобы мог осуждать его? - Христиане, - говорил он, - не должны никого осуждать: ни явную блудницу, ни грешников, ни людей безчинных, но взирать на всех с простодушием и чистым оком. В том и состоит чистота сердца, чтобы, видя грешников или немощных, иметь к ним сострадание и быть милосердным" {Стр. XX--XXI.}.

Кротко управлял Макарий своею братией, внушая им прежде всего взаимную любовь друг к другу, и в обращении с ними вообще отличался особенною простотою. Некоторые говорили ему: "Зачем ты так себя ведешь?" Макарий отвечал: "Двенадцать лет служил я Господу моему, чтобы Он даровал мне благодать сию, а вы советуете мне оставить ее". Макарий готов был служить каждому. Пришел он некогда к одному отшельнику и, нашедши его больным, Спросил: не хочет ли он съесть чего-нибудь? Больной сказал: "Хочу пастилы". Старец не поленился сходить в Александрию, чтобы достать больному то, чего он просил {Стр. XXI.}.

Свои обличения братии Макарий старался растворять любовию. "Если ты, - говорил он, - делая кому-либо выговор, приходишь в раздражение, то удовлетворяешь своей страсти. Таким образом, спасая других, причиняешь вред и себе".Своею мудростию, любовию и кроткою снисходительностию он скорее обращал заблуждающихся на путь истины, нежели другие своею строгостию {Стр. XXI--XXII.}. Своею кротостию Макарий обратил ко Христу одного идольского жреца, встретившагося ему на пути в Нитрийскую гору. Сего жреца встретил прежде ученик Макария, но был избит им до полусмерти за то, что назвал его демоном. Но когда Макарий, встретившись с ним, ласково приветствовал его, жрец, пораженный сим, сказал: "Я вижу, что ты человек Божий". И, ухватившись за ноги его, продолжал: "Не отпущу тебя, пока не сделаешь меня христианином". И он принят был отцом в число братии, а чрез него и многие язычники сделались христианами. Указывая на этот случай. Макарий говаривал: "Худое слово и добрых делает худыми, а слово доброе и худых делает добрыми" {Стр. ХXIV.}.

"Как мне спастись?" - спросил однажды юноша, желавший быть иноком. Макарий послал его на кладбище сначала бранить, а потом хвалить мертвых. Когда юноша исполнил это, Макарий спросил его: что отвечали ему мертвые? "Они были безмолвны и к похвалам и порицанию. - Так и ты, - отвечал старец, - если хочешь спастися, будь мертв: подобно мертвым, не думай ни об обидах от людей, ни о славе людской. Если для тебя поношение как похвала, бедность как богатство, недостаток как изобилие, - ты не умрешь". Другому ученику, просившему у него наставления, Макарий сказал: "Никого не осуждай, никого не обижай; соблюдай сие и спасешься".

Когда спросили Макария, как молиться, он отвечал: "Довольно, если вы будете часто повторять от всего сердца: Господи, как Тебе угодно и как знаешь, помилуй меня" {Стр. XXIV.}.

Св. Макарий отошел в жизнь блаженную в 390 году, девяноста лет от роду {Стр. XXVII.}.

Поучения пр. Макария Египетского 1)

1) Извлечено из той же книги.

Если кто ради Господа, оставив своих, отрекшись от мира сего, отказавшись от мирских наслаждений, от имения, от отца и матери, распяв самого себя, сделается странником, нищим и ничего не имеющим, вместо же мирского спокойствия не обретет в себе божественного успокоения, вместо временного наслаждения не ощутит в душе своей услаждения духовного, вместо тленных одежд не облечется в ризу Божественного света по внутреннему человеку, вместо всего прежнего и плотского общения не познает с несомненностию в душе своей общения с небесным, вместо видимой радости мира сего не будет иметь внутри себя радости духа и утешения небесной благодати, не приймет в душу, по написанному, Божественного насыщения внегда явитеся ему славе Господней (Псал. 16, 15), - одним словом, вместо сего временного наслаждения, не приобретет ныне еще.в душе своей вожделенного, нетленного услаждения, - то стал он солию обуявшею, он жалок паче всех людей, и здешняго лишен, и Божественным не насладился, не познал по действию Духа во внутреннем своем человеке Божественных тайн {Стр. 406--407, бес. 49.}. Ибо, что пользы от возделывания виноградника, когда нет в нем плодов, ради которых несет труд земледелец? Какое приобретение от поста, молитвы, бдения, когда нет мира и любви и прочих плодов духовной благодати, какие перечисляет святый Апостол? {Посл. стр. 445.} И Господь сказал: царствие небесное внутрь вас есть (Лук. 17, 21), Какое же внутри нас разумеет Он царство? Не то ли, конечно, веселие, какое душам подается свыше Духом {Там жe стр. 441.}. Ибо Господь призывает человека к покою, говоря: приидите ко Мне ecu труждающиися и обремененнии и Аз упокою вы (Мф. 11, 28). И те души, которые покоряются и приходят, Он упокоивает от сих тяжких обременительных и нечистых помыслов; делаются оне праздными от всякого беззакония, субботствуют субботу истинную, приятную и святую, празднуют духовный праздник низглаголанной радости и веселия, совершают от чистого сердца служение чистое и благоугодное Богу. И это есть истинная и святая суббота {Бес. 35, стр. 331.}. Разумей, что отречься себя, значит, во всем предать себя братству, не водиться ни в чем своею волею, и не быть господином чего бы то ни было, кроме единой ризы, чтобы человек, соделавшись вполне независимым, с радостию мог держаться только предписываемого ему, и подобно невольнику вести себя со всеми, а тем паче с настоятелями, повинуясь рекшему Христу: иже аще хощет в вас быти первый и вящший, пуст будет слугою всем, и последним и рабом (Мф. 20, 26, 27), не домогаясь ни чести, ни славы, ни похвалы, не пред очима точию работая, аки человекоугодник, но почитая себя обязанным во всем услуживать братии в любви и простоте (Кол. 3, 22) {Слово 2, гл. 8, стр. 478.}.

Все видимое создал Бог и дал сие людям в упокоению и наслаждению, но дал им и закон правды. Со времени же Христова пришествия Бог требует иного плода и иной правды: чистоты сердца, благой совести, полезных речей, честных и добрых помышлений, и всего того, в чем преуспевают святые. Ибо, говорит Господь: аще не избудет правда ваша паче книжник и фарисей, (Mф. 5, 20) {Бес. 18, стр. 184.}, потому что фарисеи, слепотствуя умом, очищают внешния, сткляницы (Мф. 23, 25), как и ныне подобные им новые фарисеи неискусным умом, украшая внешняго Человека, сами себя оправдывают {Посл. стр. 422.}, уподобляются гробам поваленным: снаружи они раскрашены и убраны, а внутри полны мертвых костей, великого зловония и нечистых духов, мертвы пред Богом и покрыты всякою срамотою {Бес. 43, стр. 361.}. Если не будут украшать нас смиренномудрие, простота и благость, то никакой не принесет нам пользы молитвенная наружность {Слов. 1, гл. 9, стр. 456.}. Кто приходит к Богу и действительно желает быть последователем Христовым, тот должен приходить с тою целию, чтобы перемениться, изменить прежнее свое состояние и поведение, показать себя лучшим и новым человеком, не удержавшим в себе ничего Из свойственного человеку ветхому. Ибо сказано: "аще кто во Христе, нова тварь" (2 Кор. 5, 17) {Бес. 44, стр. 368.}. Истинные христиане отличаются от всего человеческого рода {Стр. 56.}. У христиан - свой мир, свой образ жизни, и ум, и слово, и деятельность свои; инаковы же и образ жизни, и ум, и слово, и деятельность у людей мира сего. Иное - христиане, иное - миролюбцы; между теми и другими разстояние велико {Бес. 6, стр. 53.}. Поэтому отличие христиан состоит не во внешнем виде и не в наружных образах, как многие думают, что в этом вся разность, и что самые христиане различаются между собою внешним видом и образом. И вот они и умом и разумением уподобляются миру: у них, как и у всех прочих людей, то же колебание и неустройство помыслов, те же неверие, смятение, смущение, боязнь. Хотя отличаются они от мира наружным видом и мнениями, также некоторыми внешними заслугами, однакоже в сердце и уме связаны земными узами, не приобрели сердцу своему упокоения от Бога и небесного духовного мира, потому что не взыскали и не уверовали, что сподобятся сего от Бога. Обновлением ума, умирением помыслов, любовию и небесною приверженностию ко Господу отличается новая тварь - христианин {Там же, стр. 56--57.}. И лицезрение земного царя вожделенно всякому человеку. Кто ни приходит в царственный город, всякому желательно хотя взглянуть только на лепоту его, или на убранство одежд, или на великолепие порфиры, на красоту разновидных жемчугов, на благолепие диадемы, на драгоценность царских его отличий. Разве только живущие духовно не высоко ценят сие, потому что опытно изведали иную небесную и неплотскую славу {Там же.}. А людям мира сего, имеющим в себе духа мира, весьма вожделенно увидеть земного царя, особливо же во всем его благолепии и во всей славе {Там же, см. также стр. 516.}. Если же людям плотским так вождеденно лицезрение царя смертного, то не тем ли паче много любезно лицезрение царя безсмертного {Слово 4, гл. 21.}. Люди, на которых уканула оная роса Духа божественной жизни и уязвила сердце божественною любовию к небесному Царю - Христу, тем паче привязуются к оной красоте {Бес. 5, стр. 58.}. Они отдаются в плен вожделению и любви, всецело устремясь ко Христу, и вожделевают улучить те неизглаголанные блага, какие созерцают духом, и ради его ни во что вменяют всякую красоту, и славу, и благолепие, и честь, и богатство царей и князей {Там же.}.

Порок ласкает и манит душевную волю мирскими пожеланиями и плотскими удовольствиями. Так уготовляется любодеяние, так татьба, так любостяжание, так тщеславие, так и всякое, какое бы то ни было, худое дело {Слов. 4, стр. 519.}. Что возлюбил человек в мире, то и обременяет ум его, овладевает им и не позволяет ему собраться с силами. От этого зависит и равновесие и склонение, и перевес порока; сим испытывается весь род человеческий, испытываются все христиане, живущия в городах или в горах, или в обителях, или в полях, или в местах пустынных; потому что человек уловляемый собственною своей волею, начинает любить что-нибудь; любовь его связывается чем-нибудь и не всецело уже устремлена к Богу. Например, иный возлюбил имение, а иный - золото и серебро, иный же - многоученую мирскую мудрость для славы человеческой; иный возлюбил начальство, иный - славу и человеческия почести, иный - гнев и досаду; любит же это потому самому, что быстро предается страсти; иный - любит безвременные сходбища, а иный - ревность; иный весь день проводил в разсеянии и удовольствиях; иный обольщается праздными помыслами; иный для человеческой славы любит быть как бы законоучителем; иный услаждается недеятельностию и нерадением; иный привязан к одеждам и рубищам; иный предается земным попечениям; иный любит сон или шутки, или сквернословия. Чем привязан кто к миру, малым или великим, то и удерживает его и не позволяет ему собраться с силами {Бес. 5, стр. 63--64.}. Христианам предлежит двоякая брань и двоякая борьба: во-первых, с вещами, которые видимы этим глазом, потому что оне раздражают, растрогивают и вызывают душу пристращаться к ним и услаждаться ими; а во-вторых - с началами и властями страшного миродержателя {Слов. 6, гл. 20, стр. 563.}, о которых сказал Апостол: несть наша брань к крови и плоти, но к началам и влаетем, к миродержателем тмы века сего (Еф. 6, 12) {Бес. 21, стр. 227.}.

Господь, преподав многия заповеди о любви, повелел искать правды Божией, ибо знал, что она - матерь любви. Невозможно спастись иначе, как токмо чрез ближняго, как и заповедал: отпустите, и отпустятся вам, Это духовный закон, написанный в сердцах верных {Бес. 37, стр. 336.}. Посему, исполняющие закон духовно и соразмерно сему, причастные благодати, любят не только благодетелей, но даже хулителей и гонителей {Там же, стр. 336--337.}. Любя друг друга, для взаимного блага, не бойтесь ни смерти, ни другого какого наказания, но тем же путем, каким ходил среди нас Спаситель, и вы, идя к Нему, как бы в едином теле и единою душею поспешайте к вышнему званию, любя Бога и друг друга {Посл. стр. 485.}. Братия должны пребывать друг с другом в великой любви. Молятся ли они, или читают Писание, или занимаются какою работою, - в основание да полагают любовь друг к другу {Бес. 3, стр. 22.}. Как членов телесных много, и они составляют одно тело, и взаимно помогают друг другу и каждый член исполняет собственное свое дело, сверх того, глаз смотрит за целое тело и рука работает за все члены, и нога ходит, нося на себе все части тела, а иный член состраждет другим, - так пусть будут и братия между собою {Бес. 3, стр. 23.}. Не надобно ничего приобретать или называть своею собственностию, отделяя от общого, кроме одежды, покрывающей тело. Ибо, если кто ничего этого не имеет у себя, не совлечется житейской о себе заботой, то будет попечительным об общей потребности и усердно, с удовольствием и надеждою станет выполнять приказанное начальствующими, как доброжелательный и простодушный раб Христов, преданный тому, что служит к общей потребности братии. Сего требует и к сему увещевает Господь, говоря: "кто из вас хочет быть первым и вящшим, тот пусть будет из всех последним, для всех слугою, для всех рабом" (Мф. 20, 27, 28) {Посл. стр. 431--432.}.

Христианство не есть что-нибудь маловажное; оно - великая тайна. Познай же свое благородство, а именно, что призван ты в царское достоинство, что ты - род избран, священие и язык свят (1 Петр. 2, 9). Тайна христианства необычайна для мира сего. Видимая слава и богатство царя суть нечто земное, тленное, преходящее; а то царство и то богатство - божественны, небесны, славны, никогда не прекращаются {Бес. 27, стр. 271.}. Мир страждет недугом порока и не знает того. Есть нечистый огнь, который воспламеняет сердце, пробегает по всем венам и побуждает людей к непотребству и к тысячам злых дел. Отрасти суть горящий огненный пламень и разженные стрелы лукавого {Бес. 15, стр. 176--177.}. Всякая страсть, действующая в душе, есть идол {Посл. стр. 424.}. Как огнь золотым сосудам дал образ, и стали они идолом, так и Господь, соображаясь с произволением верных и добрых душ, согласно с их волею, еще ныне производит в душе Свой образ. Но как тела их в настоящее время еще тленны, мертвенны и удоборазрушимы, так и помыслы некоторых растлены сатаною, мертвы для жизни и погребены в тине и земле, потому что душа их погибла. Посему, как израильтяне ввергли золотые сосуды в огнь, и стали они идолом, так и ныне человек предал пороку чистые и прекрасные помыслы, и они погребены в греховной тине и стали идолом {Бес. 11, стр. 110.}. Подлинно, не приобрели еще мы простоты нравов и светлости ума. Не восприяли еще мы на себя подобия Господня и не сделались причастниками Божественного естества. Не носим еще в себе образа небесного и не сделались сообразными славе Его. Не стали еще мы покланяться Богу духом и истиною, потому что в мертвенном теле нашем царствует грех. Не стали мы еще храмом Божиим и обителью Духа Святого, потому что доныне, по стремлению своему к страстям, мы - храм идольский. И выражая все сие в совокупности, мы не род избран, не царское священие, не язык свят, не люди обновления (1 Пет. 2, 9) {Бес. 25, стр. 243--245.}. Ибо нет никакого общения свету ко тме, ни сложения церкви со идолы (2 Кор. 6, 15--16). Посему признай себя храмом Божиим и старайся не изображать в сердце своем мысленных идолов. Храм Божий свят, не имеет (Еф. 5, 27) {Посл. стр. 424.}. Прежние иереи, левиты и учители не могли уврачевать душу приношением даров и жертв, даже не способны были уврачевать и себя самих, потому что иксами обложены были немощию. Господь же, показывая немощь тогдашних врачей, сказал: "всяко речете Мы притчу сию: врачу, исцелися сам" (Лук. 4, 23) {Бес. 44, стр. 369--370.}. Христос, истинный архиерей грядущих благ, снисходя к душам, прокаженным греховною проказою, входит в телесную их скинию, врачует и исцеляет страсти, и тогда уже душа может войти в Небесную Церковь Святых Истинного Израиля {Стр. 371.}.

Изречения, избранные из слов и бесед Макария Египетского.

1. Приступающему ко Господу надлежит прежде всего, даже против воли сердца, принуждать себя к добру; надлежит принуждать себя к любви, если кто не имеет любви; принуждать себя к кротости, если не имеет кротости (стр. 215).

2. Ангельский язык и пророчество, и всякое видение, и дарование исцелений в сравнении с любовию ничто (стр. 477).

"будите добры и благи, якоже и Отец ваш небесный милосерд есть" (Лук. 6, 36), (стр. 214).

4. Все добродетели между собою связаны как звенья в духовной цепи, одна от другой зависит (стр. 348).

5. Душа, которая не имеет в себе небесного образа Божественного света, то-есть жизни души, делается как бы не имеющею цены и вовсе отверженною (стр. 303).

7. Господь требует от тебя, чтобы сам на себя был ты гневен, вел брань с умом своим, не соглашался на порочные помыслы и не услаждался ими (стр. 24).

8. Бог не повелевает рабам Своим чего-либо невозможного, но явил столько преизобильную любовь и благость Божества, что каждому дает возможность, по воле его, сделать что-либо доброе, и никто из имеющих рачительность не остается без возможности "пастись (стр. 44).

9. Человек но природе имеет предначинание или наклонность к добродетели (стр. IX).

10. Благодать так действует и умиряет все члены и сердце, что душа от великой радости уподобляется незлобивому младенцу, и человек не осуждает уже ни эллина, ни иудея, ни грешника, ни мирянина, но на всех чистым оком взирает внутренний человек и радуется о целом мире и всемерно желает почтить и полюбить эллинов и иудеев (стр. 93).

12. Основанием христианству служит то, чтобы человек, если и совершит дела правды, не упокоивался на них и не почитал себя великим, но был нищ духом (стр. 459).

13. Воля Божия, к познанию которой восходит апостол, призывает и убеждает каждого из нас (Рим. 12,2), есть совершенное очищение от греха, освобождение от постыдных страстей и приобретение самой высокой добродетели, то-есть очищения и освящения сердца (стр. 473--474).

14. Тогда бывает воля Божия, то на небеса и на земли должно и лишение его вменяя в утрату себе самим (стр. 492).

15. Да имеет человек всегда пред очима, как незабвенный образец во всегдашней памяти, Господне смирение и жизнь и обращение с людьми (стр. 467).

16. Каждый да убедится сам в себе, что он хуже не только живущого с ним брата, но и всякого человека. Кто знает это, тот действительно будет учеником Христа (стр. 434).

17. Смиренный никогда не падает, да и куда ему пасть, когда он ниже всех? Великая высота есть смирение, и почесть и достоинство есть смиренномудрие (стр. 471).

18. Истинно возлюбившие Бога решились служить Ему не ради царствия, как бы для купли и корысти и не по причине наказания, уготованного грешникам, но как приверженные к единому Богу (стр. 593).

века преходящого (стр. 313).

20. Произносящие одни только слова мечтают и надмеваются своим умом. А наше слово, как сказано, и наша проповедь не в препретельных человеческия премудрости словесех, но в явлении духа и силы (1 Кор. 2, 4), (стр. 278).

21. Если любишь ты человеческую славу, хочешь, чтобы кланялись тебе, ищешь себе покоя, то совратился ты с пути (стр. 124).

источника, всегда источает из себя струю (стр. 175).

23. Христиане в скорбных обстоятельствах не тужат и не печалятся. Если испытываются бедностию или зло страданием, то должны не дивиться сему, а скорее услаждаться нищетою и ее вменять в богатство (стр. 161).

24. Смотри, каковы небо, земля, солнце, луна: и не в них благоволил упокоиться Господь, а только в человеке. Поэтому человек драгоценнее всех тварей (стр. 156).

25. Моисею пищею стадо Божие слово, и имел он славу на лице. Но бывшее с Моисеем есть только образ; ибо оная слава сияет ныне внутри - в сердцах христиан (стр. 180).

26. Церковь можно разуметь в двух видах: или как собрание верных или как душевный состав (стр. 339).

26. Престол Божества есть ум наш и, наоборот, престол ума - Божество и Дух (стр. 82).

29. Как при пророках всего досточестнее было помазание, потому что по мазуемы были цари и пророки, так и ныне люди духовные, помазуемые небесным помазанием, делаются христианами по благодати, чтобы им быть царями и пророками небесных тайн (стр. 192).

30. Истинная смерть внутри - в сердце, и она сокровенна; ею умирает внутренний человек. Посему, если кто перешел от смерти к жизни сокровенной, то он истинно во веки живет и не умирает (стр. 168--169).

31. Иудеям дан был закон, написанный на каменных скрижалях; а. нам даны законы духовные, написанные на плотяных скрижалях. Ибо сказано: (Иер. 31, 33), (стр. 390).

32. Допросив и испытав свою душу, пусть всякий потребует у нея ответа: к чему она расположена? И если случится увидеть, что сердце несогласно с законами Божиими, то всеми силами да постарается как тело, так и ум соблюдать не растленными и не соизволяющими на лукавые помыслы, если хочет только, чтобы Бог, по обетованию, вселился в чистой его душе (стр. 578).

КОНЕЦ.