Приглашаем посетить сайт

Некрасов (nekrasov-lit.ru)

Ранович А.Б.: Первоисточники по истории раннего христианства
Раздел I. Экономическое состояние Римской империи в эпоху возникновения христианства.
VII. Союзы и коллегии

[104]

СОЮЗЫ И КОЛЛЕГИИ

Модернизаторы античности уделяют важное место ремесленникам, которые якобы вытеснили рабочий труд и создали свои профессиональные организации. В действительности ничего подобного античность не знает. Союзы и коллегии были чисто культовыми объединениями, куда входили и рабы, и свободные люди. Назначением этих коллегий было обеспечить своим членам подобающие похороны и обслужить интересы их общего культа.

112. Dessau II, II 7212

В консульство Л. Цейония Коммода и Секста Веттулена Цивика Помпеяна, в 5 день июньских ид (9 июня 136 г.).

В муниципии Ланувии в храме Антония, в котором Л. Цезенний Руф, патрон муниципии, распорядился

[105]

 

устроить корпорацию через Л. Помпея… квинквенал почитателей Дианы и Антиноя, обещал, что он… даст от своих щедрот проценты с 15000 сест.: в день Дианы, (Dies natalis – день рождения: как и в христианских святцах, римские боги и герои имели каждый свой день) в иды августа, 400 сест. и в день Антиноя, в 5 день декабрьских календ (27 ноября), 400 сест. И он предписал записать под колоннадой Антиноя, во внутренней части, установленный ими закон в нижеследующих выражениях:

"В консульство М. Антония Либера и П. Муммия Сизенны в январские календы (1 января 133 г.) учреждена спасительная коллегия Дианы… и Антиноя в третью диктатуру Л. Цезенния, сына Люция Квир. Руфа и в его же патронство. Глава из сенатского постановления римского народа:

"Да позволено будет сходиться, собираться, иметь коллегию. Кто захочет вносить ежемесячные взносы на похороны, пусть собирается в эту коллегию, и пусть не собираются под видом этой коллегии, кроме как раз в месяц, чтобы вносить (отчисления) на расходы по погребению покойников". На благо, счастие и спасение импер. Цезарю Траяну Адриану Августу и всему его дому, нам, нашим и нашей коллегии, хорошо и старательно сорганизуемся, чтобы мы честно совершали похороны умерших. Итак, мы все должны согласиться, чтобы мы путем регулярных взносов могли на долгое время утвердиться. Ты, желающий впервые вступить в эту коллегию, сначала прочти устав и вступи так, чтобы ты потом не жаловался и не оставил своему наследнику тяжбы.

Устав коллегии

Все решили, чтобы всякий, кто захочет вступить в эту коллегию, дал в качестве вступительного взноса 100 сест. и амфору хорошего вина, а также ежемесячно по 5 ассов. Решено также, что, кто в течение шести месяцев подряд не уплатит взносов, тому средства на похороны не будут отпущены, если он даже составил завещание. Также решено: кто из этой корпорации умрет, уплатив все взносы, на него отпускаются из кассы 300 сест., из каковой суммы уйдут на раздачу участникам процессии 50 сест., которые будут розданы у погребального костра, а похоронная процессия совершается пешком.

[106]

Решено также, что если кто умрет за 20 миль от муниципии и об этом будет сообщено, то туда должны будут отправиться выбранные от нашей корпорации три человека, которые позаботятся о похоронах и должны будут дать отчет общему собранию добросовестно; и если будет обнаружен у них какой-либо обман, они уплачивают штраф в четверном размере. Им возмещаются расходы по его погребению, сверх того на путевые издержки туда и обратно по 20 сест.

Если кто умер дальше от муниципии чем на 20 миль и нельзя было дать знать об этом, то тот, кто его похоронил, пусть засвидетельствует удостоверением, подписанным 7 римскими гражданами, и после подтверждения факта ему надлежит возместить, согласно закону коллегии, его расходы на похороны, если есть достаточная гарантия, что никто более претендовать не будет, за вычетом сумм, розданных на похоронах. Пусть в нашей коллегии не будет злого умысла; пусть ни патрон, ни патронесса, ни хозяин, ни хозяйка, ни кредитор не имеет никакого права иска к коллегии, за исключением случая, когда кто-нибудь будет назван наследником по завещанию. Если кто умер без завещания, то будет похоронен по усмотрению квинквенала и общего собрания (populus).

Также решено: если умрет состоящий в коллегии раб и тело его несправедливо не будет выдано хозяином или хозяйкой для погребения, а завещания он не оставил, ему будет устроено погребение in effigie (то есть похоронные обряды будут совершены не над трупом умершего, а над его изображением). Также решено: если кто по какой-либо причине покончил самоубийством, тому средства на похороны не будут отпущены. Решено также, что, если раб, состоящий в этой коллегии, получит свободу, он должен дать амфору хорошего вина. Решено также: если кто в порядке очереди по списку будет в свой год магистром по устройству трапезы, а он не соблюдает (правила) и не устроит (трапезы), тот внесет в кассу 30 сест. Следующий (по списку) должен будет дать и должен будет вместо него устроить. Расписание трапез: 8 мартовских ид – Цезенния… отца; 5 декабря кал. – день Антиноя; августовские иды – день Дианы и коллегии; в кал. сент. – день брата Цезенния Сильвана; накануне нон…– день матери Корнелии Прокулы; 19 кал. янв. – день Цезенния Руфа, патрона муниципии. Магистры трапез, назначенные в порядке очереди

[107]

по списку, должны будут, в каждой очереди по четыре человека, поставить по одной амфоре доброго вина, хлебов в два асса по числу членов коллегии, сардины числом 4, убранство для обеденного ложа, горячую воду и посуду. Также решено, что, кто из членов этой коллегии будет назначен квинквеналом, тот должен быть свободен с того периода, когда он будет квинквеналом, и из всех раздач ему должна быть дана двойная доля. Также решено давать из всех раздач шестерные доли писцу и рассыльному.

Решено также: что тому квинквеналу, который безупречно выполнил свои обязанности, в виде премии выдается шестерная доля всего, чтобы и другие рассчитывали на ту же (премию) за правильные действия.

Решено также: что, если кто захочет жаловаться или доносить, пусть он доносит в конвент, чтобы в торжественные дни мы пировали спокойно и весело.

Решено также: что, если кто по случаю возмущения перейдет с места на другое место, он уплачивает штраф в 4 сест. А если кто будет говорить что-либо порочащее другого или окажется склочником, то на него пусть наложен будет штраф в 12 сест. Если кто-нибудь во время пира скажет что-нибудь порочащее или оскорбительное квинквеналу, то с него штраф 20 сест.

Решено также, чтобы квинквенал в торжественные дни в течение срока своих полномочий совершал молитвы с (воскурением) ладана и (возлиянием) вина и выполнял прочие обязанности, одетый в белое, а в дни Дианы и Антиноя выставил перед трапезой масло (для натирания) для коллегии в общественной бане".

113. Dessau II, II 7449

Донат, сын Тавра, германец (один из рабов Статилия (I в.)). Здесь покоится: товарищи устроили ему похороны (при участии) 130 человек, стоимостью в 25 денариев, при распорядителях Максиме, Геликоне, Дапне.

114. Dessau II, II 7259

Сексту Фадию Пап. Секунду Музе, исполнявшему в Нарбонской колонии все высшие должности, первому

[108]

фламину нового храма Авг. в Нарбоне,– Нарбонские мастера-столяры своему патрону за его заслуги. L.d.d.d. ("Locus datus decreto decurionum" – "Место отведено распоряжением декурионов" – такова обычная формула на большинстве надгробных памятников). Копия письма Секста Фадия Пап. Секунда Музы, в нижеследующих словах:

"Фадий Секунд – коллегии нарбонских мастеров привет. Хотя трудно воздать благодарность за многочисленные и постоянные заслуги ваши передо мною, однако, зная, что щедрый поступок больше всего будет приятен вашей любви, я в 5 кал. ближайшего месяца мая, в день моего рождения, внесу в присутствии детей и славнейшего внука Юкунда в вашу кассу шестнадцать тысяч сестерций и в тот день отсчитаю проценты за весь год, исчисленные по 8 ассов (за сто денариев в месяц, то есть около 10 % годовых). Чтобы приятнее был мой скромный дар, я прошу у вашего благочестия, чтобы проценты с этого капитала вы в тот же день, по почтеннейшему обычаю, распределили навсегда среди присутствующих и участвующих в трапезе и чтобы эта сумма не была обращена ни на какую другую надобность, поскольку я настоящим письмом предусматриваю и затем в своем завещании приму меры, чтобы, если (вышеуказанное) условие будет изменено или отменено, эти деньги перешли к… или, если те замедлят вытребовать деньги,– в казну великого принцепса.

Эту мою волю – если только вы ее одобрите – и ваше согласие я убедительнейше прошу вырезать на медной доске, поместить перед храмом… и записать с правой стороны на цоколе статуи, которую вы мне поставили, чтобы вернее было подтверждение соблюдения в будущем моего желания.

(Затем) рукою Фадия Секунда было сделано примечание: Это сделано по поручению. Писал в октябрьские календы в консульство Орфита и Приска (1 октября 149 г.).

Письмо вы сохраните как совершенный документ. Желаю вам здравствовать, превосходные дражайшие мои господа".

Чтобы сохранить (память) и прославить навеки его щедрость, нарбонские мастера-столяры постановили копию, сличенную с медной таблицей, поместить перед храмом на самом видном месте.

[109]

115. Dessau II, II 7258

землячествам, возрасту и так далее), в том числе по признаку профессиональному, преследовали исключительно культовые цели – совместное отправление культа, устройство общих культовых трапез и работы по организации похорон членов коллегии. Никаких профессиональных задач они себе не ставили.

D. М. ("Dis manibus" – "богам манам" – это посвящение духам предков неизменно встречается почти на всех римских надгробных памятниках, в том числе в первые века христианства, и на христианских). Здесь покоится Венулея Пелагия; сын – матери благочестивейшей.

древнейшем благочестивейшем городе 4000 сест., чтобы они на доходы с этого капитала устраивали ежегодно у его могилы паренталии и розарии (жертвоприношение покойнику и украшение могилы венками). Если они этого не сделают, то на тех же условиях мастера-красильщики г. Пизы, получив в виде штрафа от корабельных мастеров 4000 сест., сами должны будут устраивать (указанные обряды).

116. Dessau II, 11 7266. Рим

всадником Клавдием Понтианом, поставил две статуи,– одну Антонину Авг., господину нашему, другую – Юлии Августе, госпоже нашей, и сверх того подарил, той же корпорации 10 000 сест., с тем чтобы из процентов с этой суммы ежегодно в день его рождения, 17 кал. февр. (16 января), раздавали каждому в отдельности подарки, а особенно за то, что его стараниями приобретено и утверждено (право) плавания лодок – по постановлению корпорации рыбаков и водолазов всего русла Тибра, коим по закону разрешается собираться (см. № 112), поставили (сей памятник) на свои деньги. Посвящено 16 кал. сент. в консульство Нуммия Альвина и Фульвия Эмилиана (16 августа 206 года) в присутствии

[110]

патронов Ювентия Корпелиана и Юлия Фелициссима, квинквеналов Клавдия Квинтиана и Плутия Аквилина, кураторов Элия Августа, Антония Витала и Клавдия Криспа.