Приглашаем посетить сайт
[20]
Ямвлих
Ученик и биограф Плотина Порфирий (234 - между 301 и 305), долгое время живший у своего наставника в Риме, а затем в Сицилии и Сирии, но никогда не бывавший в
[21]
Элладе, - этот Порфирий наряду с множеством иных трудов написал сочинение "Подступы к умопостигаемому"*, в котором собрал все вопросы, какие должна была рассматривать теология мифологическо-платоновской религии. Вопросы он якобы задавал египетскому жрецу по имени Анебон. В литературе ответ спустя многие годы дал его ученик Ямвлих (250 - ок. 330). Сочинение Порфирия утрачено; нам известны лишь скудные фрагменты, цитированные Ямвлихом в его книге "О египетских мистериях"10. И ставивший вопросы, и отвечавший на них оба родом из Сирии и с Элевсинскими мистериями незнакомы. Ямвлих и жил постоянно в Сирии. Его теологию - смесь неоплатонизма и язычества, где мистерии именуются "теургиями" ("боготворчеством"), - перенял император Юлиан (Отступник), правивший и писавший в 361 - 363 годах.
со светилами, в том числе архонты, архангелы и ангелы. Ниже действуют демоны, чья высшая категория властвует четырьмя стихиями (элементами) - огнем, ветром, водой и землей, - а низшая, неразумная категория пронизывает отдельные вещества. Кроме того, существуют могучие духи героев, а также души нерожденных и умерших людей, которые Ямвлих называет "иными и отличными" от демонов. Все они открываются в теургиях; чем чище обряды, чем правильнее символы и чем непорочнее душевный настрой жрецов, тем более высокие будут открываться иерархии. Через колдунов действуют вещественные демоны.
"Что препятствовало бы людям, занимающимся теоретической философией, вступать в теургическое единение с богами? - пишет Ямвлих. - Теургическое единение дают свершение неизреченных и богоугодно осуществляющихся превыше всякого мышления дел и сила мыслимых только
[22]
богами невыразимых символов"* (Мист. II.11). Сопутствующие причины тому - настрой и чистота.
Музыка помогает пробудить сей божественный настрой, "потому что душа, прежде чем предоставить себя телу, вслушивалась в божественную гармонию"* (Мист. III.9). В подобной теургии к музыке присоединялась и языческая литургия. Взаимосвязь мистерии и литургии здесь вполне очевидна.
"Основы учения о мыслимом . - Здесь и далее все подстрочные прим. сделаны перев.
Страница 22: