Приглашаем посетить сайт

История (med.niv.ru)

Православная энциклопедия (А-К)
БЛАГОДАТНОЕ НЕБО ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К

БЛАГОДАТНОЕ НЕБО ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Икона Божией Матери "Благодатное Небо" из местного ряда Архангельского собора Московского Кремля. 1678-1680 гг.

Икона Божией Матери "Благодатное Небо" из местного ряда Архангельского собора Московского Кремля. 1678-1680 гг.

[(«Благодатная», «Что Тя наречем»)] (празд. 6 марта), чудотворный образ из Архангельского собора Московского Кремля. Наименования иконы восходят к написанному на иконе внутри краю сияния, исходящего от Богоматери с Младенцем Христом, тексту богородична 1-го часа: «Что Тя наречем, о Благодатная? Небо, яко возсияла еси Солнце Правды; рай, яко прозябла еси цвет нетления; Деву, яко пребыла еси нетленна; Чистую Матерь, яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога. Того моли спастися душам нашим». Почитание иконы в XIX в. связано с деятельностью митр. Филарета (Дроздова), к-рый в 1853 г., в период поновления иконостаса Архангельского собора, распорядился собрать исторические сведения о ней. В описи XVII в. Архангельского собора (не сохр.) сообщалось, что образ является копией, сделанной по указу царя Феодора Алексеевича мастерами Оружейной палаты с находившейся в соборе древней иконы. Прот. А. Тяжелов привел рассказ знатока древностей А. Ф. Малиновского о том, что, по преданию, икона была привезена в Москву Софией Витовтовной, супругой вел. кн. Василия Димитриевича. Предание возникло как интерпретация записи в Троицкой летописи за 1398 г. о привозе Софией Витовтовной из Смоленска мн. древних икон, присланных из К-поля, и вошло во все печатные издания XIX - нач. XX в. о чудотворных иконах Божией Матери. В Клинцовском иконописном подлиннике (XVIII в.?) содержится указание на то, что икона была привезена Софией Фоминичной Палеолог, супругой вел. кн. Московского и всея Руси Иоанна III, из Литвы, при этом отмечается «западный перевод» образа.

«Б. Н.» (242х181 см), находящаяся в наст. время в местном ряду иконостаса Архангельского собора, слева от царских врат, исполнена царскими иконописцами при создании нового иконостаса в 1678-1680 гг. Через год для нее был изготовлен серебряный чеканный оклад с надписанием, как и на иконе, текста богородична (украден в 1812). Новый оклад был сделан в 1815 г.; в 1916 г. его заменили серебряной ризой и накладными серебряными херувимами на полях (не сохр.).

Богоматерь на иконе представлена в рост, с Младенцем Христом на руках, в окружении ярко-красной мандорлы и исходящими от нее волнистыми лучами сияния. Первоначально под ногами Богоматери было изображение лунного серпа (сохр. только графья). Образ восходит к изображениям, иллюстрирующим слова Откровения Иоанна Богослова: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна… И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным...» (Откр 12. 1, 5). Иконографический прототип возник в Германии в XV в. и получил распространение в зап. искусстве; в XVII в. из Польши через Украину, Белоруссию и Литву подобные изображения попали в Россию.

Небольшого размера копия с «Б. Н.» помещалась на укрепленном на левой колонке иконостаса деревянном резном позолоченном клейме (раме). Близкое иконе Архангельского собора изображение Богоматери было исполнено в 1682 г. царским изографом Василием Познанским для ц. Распятия Христова Большого Кремлевского дворца (в наст. время там же). Вариантами этой иконографии являются Виленская икона Божией Матери, образ «Жена, облеченная в солнце», а также многочисленные изображения Богоматери в росписях ярославских храмов кон. XVII - нач. XVIII в. Список (вольная копия) иконы Архангельского собора был создан в 1900 г. иконописцем Я. Е. Епанечниковым для ризницы ц. Успения Пресв. Богородицы в усадьбе сенатора В. П. Мордвинова в с. Ваулове Романово-Борисоглебского у. Ярославской губ. (в наст. время находится в Воскресенском соборе г. Тутаева Ярославской обл.).

Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. празднование иконе было дважды: 6 марта и в Неделю Всех святых. По пятницам после литургии перед ней совершался молебен с акафистом и водоосвящением. Множество богомольцев приносили к образу лампады, свечи и масло. Известны случаи исцеления от иконы, в т. ч. одной лютеранки, о к-рой в течение 6 недель усердно молилась ее гувернантка.

Лит.: Изображение икон Пресв. Богородицы, в правосл. Церкви почитаемых, с краткими о них сказаниями. М., 1853. С. 66; Лебедев А. Моск. кафедральный Архангельский собор. М., 1880. С. 161-163; Ровинский Д. Народные картинки. Кн. 4. С. 676; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 66; Поселянин Е. Богоматерь. С. 182; Скворцов Н. А. Археология и топография Москвы. М., 1913. С. 294; Извеков Н. Д. Моск. придворный Архангельский собор. Серг. П., 1916. С. 16, 18, 44, 94; Приселков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. С. 449; Щенникова Л. А. Забытые святыни, чтимые в Москве XV - нач. XX в. // Погибшие святыни: Сб. мат-лов. СПб., 1996. Вып. 10. Ч. 2. С. 126-128; она же. «Богоматерь Благодатное Небо» из Архангельского собора Моск. Кремля: Иконография и почитание образа // Florilegium: К 60-летию Б. Н. Флори. М., 2000. С. 441-453; она же. Чудотворные иконы Моск. Кремля // Христианские реликвии. С. 234; она же. О двух чтимых Богородичных иконах в храме-усыпальнице московских государей // Архангельский собор Моск. Кремля. М., 2002.

Л. А. Щенникова

В начало энциклопедии