Приглашаем посетить сайт

Мода (modnaya.ru)

Православная энциклопедия (А-К)
ВИКТОР I

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К

ВИКТОР I

Св. Виктор I, папа Римский. Гравюра (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ)

Св. Виктор I, папа Римский. Гравюра (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ)

(† между 197 и 201, Рим), св. (пам. зап. 28 июля), папа Римский (с 186 или 189). Происходил из рим. пров. Африка. Понтификат В. приходится на последние годы правления имп. Коммода (180-192) и первые 5-8 лет правления имп. Септимия Севера (193-211). В. принял активное участие в разрешении споров о времени празднования Пасхи (см. ст. Пасхальные споры). В Римской Церкви этот праздник было принято отмечать в первое воскресенье после весеннего полнолуния (14 нисана), согласно вост. традиции - 14 нисана вне зависимости от дня недели (т. н. четыренадесятники, или кватродецимане). В. поставил вопрос об унификации времени празднования Пасхи на основе рим. традиции. Большинство Соборов, созванных в различных местах (Александрия, Палестина, Понт, Галлия, Осроена, Коринф, Рим) для обсуждения этой проблемы, высказались за следование практике Римской Церкви. Однако Эфесский Собор отстаивал вост. традицию; еп. Поликрат Эфесский, возглавлявший партию противников рим. обычая, в послании к В. и Римской Церкви ссылался на древность обычая своей Церкви. В ответ В. решился придать отлучению несогласные с Римом вост. общины, что вызвало недовольство мн. епископов. Примирителем в конфликте выступил сщмч. Ириней Лионский. Поддержав позицию Рима по вопросу о дне празднования Пасхи, он призывал В. не отлучать вост. общины от Церкви за верность своим древним обычаям. К IV в. рим. традиция празднования Пасхи в воскресный день постепенно была принята всеми христ. Церквами.

Послания папы по вопросу празднования Пасхи, декреты о клире и о принятии таинства Крещения, а также сочинения В., о к-рых упоминает блж. Иероним, не сохранились. На понтификат В. ок. 190 г. приходится первый случай прямых взаимоотношений Римской империи с Церковью и рим. епископом. Имп. Коммод получил непосредственно от В. или же от своей фаворитки Марсии (симпатизировавшей христианству или, возможно, оглашенной) список христиан, осужденных на работы на каменоломнях Сардинии, и велел их освободить.

Согласно Liber pontificalis, В. был последним рим. епископом, похороненным в соборе св. Петра рядом с самим апостолом.

Ист.: LP. Vol. 1. P. 60-61, 137-138; Euseb. Hist. eccl. V 22-28; ActaSS. Iul. T. 6. P. 534-542; Iren. Adv. haer. III 3.

Лит.:La Piana G. The Roman Church at the End of the 2nd Cent. // HarvTR. 1925. Vol. 18. P. 201-277; Zernov N. Eusebius and the Paschal Controversy at the End of the 2nd Cent. // Church Quarterly Review. 1933. Vol. 116. P. 24-41; Mohrmann Ch. Le conflit pascal au II siècle: Note philologique // VChr. 1962. Vol. 16. P. 154-171; Richard M. La lettre de S. Irénée au Pape Victor // ZNW. 1965. Bd. 56. S. 260-282; Brox N. Tendenzen und Parteilichkeiten im Osterfeststreit des 2. Jh. // ZKG. 1972. Bd. 83. S. 289-324; Richardson C. C. A New Solution of the Quartodeciman Riddle // JThSt. 1973. N. S. Vol. 24. P. 74-84; Campenhausen H., von. Ostertermin oder Osterfasten? Zum Verständnis des Irenäusbriefes an Victor (Euseb. Hist. eccl. V 24, 12-17) // VChr. 1974. Vol. 28. P. 114-138; Lemoine B. La controverse pascale du deuxième siècle: Desaccords autour d'une da-te // Questions Liturgiques. 1992. Vol. 73. P. 223-231; Задворный В. П. История римских пап. М., 1995. Т. 1. С. 88-89.

А. В. Ч.

В начало энциклопедии