Приглашаем посетить сайт
Буддизм
Буддизм - св. учение, проповедовавшееся на рубеже 6-5 вв. до н. э. на Севере Индии Буддой («просветленный») Гуатамой. Согласно этому учению, все в мире преходяще, не имеет самости (собственной субстанции), а поэтому полно скорби («неудовлетворенности»).
Основным в учении Будды являются четыре Благородные истины:
1. В жизни существуют страдания.
2. Причина страданий желания.
3. Страдания можно избежать путем подавления в себе желаний и страстей.
4. Существует Благородный восьмеричный путь, заключающийся в:
1) «правильных воззрениях» понимании 4 истин,
2) «правильных устремлениях» решимости действовать в соответствии с этими истинами,
3) «правильной речи» отказе от грубой, праздной, лживой речи,
4) «правильном действии», что предполагало сохранение любой формы жизни,
5) «правильном образе жизни» честном добывании средств к существованию,
6) «правильном усилии» постоянстве в преодолении дурных помыслов и т. п.,
7) «правильном внимании» постоянном сознании, припоминании осн. положений Б. об иллюзорности мира, и
8) «правильном сосредоточении» достижении спокойствия и невозмутимости.
Этот путь был назван Буддой срединным, поскольку он позволял избегать крайностей поведения.
Согласно Б., в каждом существе имеется искорка Будды, каждое существо потенциально может стать Буддой Просветленным. Все существа живут в круговороте сансары - нашего бытия. Все мы перерождаемся в то или иное существо будь то человек, животное или дерево по закону кармы, к-рая есть результат наших определенных деяний. Поскольку ни одно деяние, как злое, так и доброе, не проходит бесследно, то каждый поток индивидуальной жизни (видимая личность), в соответствии с требованиями кармы, после смерти находит продолжение в потустороннем существовании. Т. обр., закон кармы предполагает ответственность за наши поступки. Моральные поступки ведут к очищению, совершающемуся путем прохождения через отдельные ступени. Б. представлен 2 осн. направлениями: хинаяной (южн. Б.) и махаяной (сев. Б.). Активная проповедническая деятельность миссионеров позволила этому учению выйти за пределы Индии и распространиться в соседних регионах, в частн. в Центральной Азии, Тибете и Китае. Сев. Б. представлен множеством вариантов буддийского вероучения: тантризм (ваджраяна), ламаизм, амидаизм, дзэн, учение лотосовой сутры и т. д., к-рые, являясь массовыми формами религии, в свою очередь делятся на сотни школ и религ. сообществ, роль к-рых в социальной жизни, политике, идеологии необходимо рассматривать конкретно в пространстве и времени. Южн. Б. представлен учением тхеравады и распространен преимущественно в странах Южной и Юго-Восточной Азии.
Выйдя за пределы Индии, Б. в результате взаимодействия с культурными традициями народов, населявших тот или иной ареал распространения этой религии, претерпел определенные изменения. Локальные формы Б. в Центральной Азии могли значительно отличаться как друг от друга, так и от индийской модели. Распространению Б. сильно способствовала и его исключительная веротерпимость, благодаря чему он мог мирно сосуществовать с различными местными ре лиг. культами и вступать в симбиоз с ними.
Л.А. Верховский, Б.У. Китинов