Приглашаем посетить сайт

Грибы (grib.niv.ru)

Религии народов современной России: Словарь
Экономика и религия

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Экономика и религия

Взаимодействия Э. и р. многообразны. В каждую историческую эпоху, утверждая определенные духовные стимулы хозяйственной деятельности и нравственные критерии экономич. поведения, религия способствует формированию хозяйственной этики данного обва. При этом разные типы религий проявляют себя по-разному в экономич. сфере. Мн. религ. орг-ции сами занимаются хозяйственно-экономич. деятельностью, но главное - они санкционируют божественным авторитетом отношения собственности, определенный тип имущественных отношений людей, благословляя одни виды экономич. деятельности и негативно относясь к др. В свою очередь, смена исторического типа хозяйствования вызывает определенные изменения в различных элементах религ. комплекса.

В России религ. орг-циями накоплен значительный опыт хозяйственно-предпринимательской деятельности. Так, со времени введения христ-ва на Руси и до Октябрьской революции 1917, Русская Православная церковь активно участвовала в решении экономич., торговых и финансовых проблем России. Особое место при этом принадлежало правосл. монастырям (см. Монастыри православные в России), к-рые занимались приобретением и использованием недвижимости, прежде всего земельной собственности, финансовой, торговой и предпринимательской деятельностью. Большую роль в развитии рыночных товарно-денежных отношений, промышленности и торговли в России сыграло старообрядчество, последователи к-рого владели огромными капиталами, фабриками, заводами. К их числу принадлежали такие крупные предприниматели, как Морозовы, Рябушинские, Тучковы, Корзинкины и др. Мн. особенности экономич., торговой и предпринимательской деятельности указанных, как и др. религ. орг-ций, их положительные традиции в сфере трудовой жизни, честного и рачительного хозяйствования не утратили своей ценности и поныне.

В совр. России идет постепенное возрождение этих традиций, активизируется хозяйственно-предпринимательская деятельность различных религ. объединений и конфессий. Эти процессы сопровождаются дискуссиями в печати между представителями Правосл. церкви и прот. конфессиями относительно религ. - этических принципов, к-рые могут послужить экономич. возрождению России в наше время. Правосл. «философия хозяйства», поддерживая рыночную экономику, частный бизнес, в то же время выступает против его превращения в самоцель, против пользования нечестными средствами, против стремления предпринимателей к сиюминутному обогащению. В отличие от прот. рационализма она больший упор делает на нравственном критерии предпринимательского дела (нестрогая прибыльность рыночного обмена, соборность, милосердие и благотворительность), не считает успех в бизнесе доказательством нравственной, этической оправданности, богоугодности. Правосл. концепция стремится учитывать специфику исторического развития России, ее религ. традиций, национальной психологии русского народа.

Прот. модель хозяйственной этики (к-рой придерживаются и те политич. и предпринимательские круги, к-рые ориентируются на ценности зап. демократии) воспринимает свободу частной собственности и предпринимательства как часть общих свобод личности; она в известной мере проникнута духом индивидуализма и прагматизма.

При определенном отличии в подходе к оценке религ. мотивации экономич. поведения все совр. российские конфес. орг-ции стремятся включиться по различным каналам в хозяйственнопредпринимательскую деятельность. Так, представители правосл. орг-ций, конфес. объединений (братства и др.), монастыри участвуют в различных коммерческих структурах банках, производственных и торговых предприятиях, страховых компаниях, налаживают подсобное сельское хозяйство, возрождают народные промыслы и т. д. Аналогичная деятельность в той или иной мере осуществляется и др. конфессиями, в частн. прот. Созданная ими в мае 1990 Ассоциация предпринимателей-христиан ставит своей целью способствовать становлению этики бизнеса, основанной на принципах хрисг. морали. Действует программа развития справедливых деловых отношений, к-рая включает орг-цию многопрофильных семинаров, создание клуба»3а честный справедливый бизнес». При Московской церкви евангельских христиан действует товарищество с ограниченной ответственностью «Серебрянское» (в прошлом совхоз), создана фирма «Вифания» по ремонту автомашин, производству оконных решеток, оказанию посреднических услуг. Треть доходов от этих предприятий поступает в церковь. Духовный центр Адвентистов седьмого дня в Заокском районе Тульской обл. имеет значительные участки земли, где с помощью амер. специалистов отрабатывается технология выращивания экологически чистых продуктов, организована подготовка специалистов, способных создать индивидуальное товарное овощеводческое хозяйство.

Непосредственное участие религ. орг-ций РФ в различных сферах хозяйственнопредпринимательской деятельности, как и их нравственно-догматич. трактовки оптимальных экономич. действий, способствуют утверждению новой трудовой этики, атмосферы деловой активности, формированию нравственных стимулов к честному и добросовестному труду.

Вместе с тем участие ре лиг. орг-ций в тех или иных предпринимательских акциях вызывает подчас негативную реакцию общественного мнения, средств массовой информации. Социологические исследования фиксируют неоднозначное отношение респондентов к предпринимательской деятельности ре лиг. объединений. Проведенные исследовательским центром «Религия в современном обществе» РНИСиНП опросы населения по всероссийской выборке показывают, что положительно относятся к коммерческо-предпринимательской деятельности религ. орг-ций (участие в руководстве банков, фирм, использование религ. символики в торговой рекламе, держание акций и пр.) 15,5 % опрошенных, отрицательно - 53,3, затрудняются ответить 31,1 %.

М.П. Мчедлов, Э.Г. Филимонов

В начало словаря