Приглашаем посетить сайт

Древнерусская литература (drevne-rus-lit.niv.ru)

Религии народов современной России: Словарь
Телеутов религиозные представления

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Телеутов религиозные представления

Телеуты народ, насчитывающий 3 тыс. чел., большинство из к-рых проживает в Кемеровской обл. и на Алтае.

Основу религ. воззрений телеутов на природу и человека составлял шаманизм. Помимо общесаяноалтайских представлений об осн. персонажах шаманистского пантеона, обязательности существования особого посредника-шамана, идеи избранничества, множества субстанций жизненной силы и пр. у телеутов был отмечен ряд специфических образов и представлений. Вселенная мыслилась состоящей из пяти земель: реальной земли, земного пути (широкое кольцо вокруг реальной земли), земли истины (две «планеты», на к-рые мог долететь лишь сильный шаман), верхнего мира, состоящего из 16 сфер, или слоев, и подземного мира, представления о к-ром менее всего разработаны. На 16-м слое Неба живет мать Бай-ульгень. Почти все небесные персонажи назывались общим именем «ульгень». Важное место в пантеоне занимали божества земель истины Адам и Т’оо-хан, по могуществу не уступавшие ульгеням, а иногда и творившие новых ульгеней. Телеутские шаманы камлали с бубнами, аналогичными по конструкции и разрисовке шорским, а также мн. хакасским и кумандинским (с неантропоморфной рукоятью «марс»). Помимо шаманов существовали костоправы (мануальные терапевты) сыймучы, знатоки очистительных обрядов аласчы, специалисты (чымырчы) по изгнанию из больного злых духов и др. категории шаманствующих лиц.

Особое место занимал культ семейных покровителей (12 куколок) и родовых покровителей (молодые березки, ежегодно устанавливавшиеся в каждом дворе в честь наиболее почитаемых духов).

В нач. 20 в. нек-рое распространение получили отдельные идеи бурханизма. К его влиянию, вероятно, следует отнести мессианские настроения, связанные с ожидаемым телеутским раем на земле после прихода народного героя Шуны. На рубеже 19-20 вв. особую прочность приобрели позиции православия. К 1915 из почти 2,5 тыс. телеутов некрещеными оставались чуть более 350 чел.

В совр. религ. жизни телеутов отмечается значительный рост интереса к православию. В нач. 1990-х гг. на народные средства полностью восстановлена каменная церковь св. Пантелеймона в селе Беково. Вместе с тем сильны и позиции т. наз. «своей веры», проявляющейся гл. обр. в сохранении культа семейных и родовых покровителей. Помимо шаманок (все без бубнов), до недавнего времени практиковавших в г. Заринске, селе Ново-Бачаты и др., известны несколько пожилых аласчы и чымырчы, также в осн. женщины. Практически все телеуты, включая православных, атеистов и пр., хотя бы однажды пользовались услугами шаманов, чымырчы и т. п.

Д.А. Функ

В начало словаря