Приглашаем посетить сайт

Биология (bio.niv.ru)

Религии народов современной России: Словарь
Спасовский толк

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Спасовский толк

Спасовский толк, «нетовщина» течение в беспоповщине, возникшее в кон. 17 в. в керженских лесах. С. т. был распространен в Нижегородской, Ярославской и Костромской губ. Социальную базу его составляло крестьянство. Исходя из общей установки беспоповских соборов о наступлении на земле «царства антихриста», к-рый якобы истребил все таинства, спасовцы утверждали, что добиться спасения души какими-то действиями, лишенными «благодати Божией», невозможно. Путь спасения известен только Спасу (Христу), поэтому необходимо уповать на его милость и молиться. За отрицание правосл. духовенства, таинств, благодати, храмов, вечерни и пр. приверженцев этого толка поповцы называли «нетовцами». В процессе эволюции С. т. распался на ряд согласий, среди к-рых были умеренные, почти смыкавшиеся с поповщиной, и крайние, отрицавшие всякую обрядность. К первым относились «глухая нетовщина», в к-рой считалось возможным совершать обряд крещения и бракосочетания в Правосл. церкви, новоспасовщина («поющая нетовщина»), разрешавшая своим наставникам совершать богослужения, крещение, венчание. Крайним ответвлением С. т. являлась «некрещеная (или строгая) нетовщина», отрицавшая к.-л. обряды, и «дырники», молившиеся, обращаясь к небольшому отверстию в вост. стене избы, «самокрещенцы», крестившие себя сами, и «бабушкино согласие», в к-ром младенцев крестили повивальные бабки. В наст. вр. число последователей С. т. незначительно. Немногочисленные группы последователей С. т. проживают в Верхнем (Владимирская обл.) и в Среднем (Саратовская обл., Пенза, Самара) Поволжье.

В.Ф. Миловидов

В начало словаря