Приглашаем посетить сайт

Спорт (sport.niv.ru)

Религии народов современной России: Словарь
Оккультизм

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Оккультизм

Оккультизм (от лат. occultus тайный, сокровенный)

совокупное название учений, к-рые признают наличие тайных сил в человеке и космосе. О. исходит из предположения, что глубинные сущности вещей не познаются в обычном человеческом опыте, однако они постигаются через особое посвящение и специальную психическую практику. В ритуале посвящения человек переживает обычно огромные психические потрясения, связанные с ощущением смерти и нового рождения, к-рое позволяет ему достигать «высшей ступени» сознания и способности воздействия на скрытые силы природы и человека.

О. на протяжении мировой истории постоянно преображался, вступая в новые отношения с философией, религией, наукой, искусством. При этом иными оказывались объем и содержание самого понятия. Впервые в самостоятельную область, несовместную ни с какой религ. системой, О. выделяется в эпоху поздней античности на базе эллинистически-религиозного синкретизма. В 1-4 вв. в Александрии рождается обширная оккультная лит-pa, к-рая называлась герметической по имени легендарного основателя О. Г ермеса Трисмегиста.

В это время рождаются «герметические науки» - алхимия и астрология. Появляется теоретическое сочинение «Изумрудная скрижаль», в к-ром изложено учение о таинственных, непостижимых связях между всеми элементами вселенной (планетами, металлами, драгоценными камнями, растениями и частями человеческого тела).

Древнее представление о человеке как микрокосме, т. е. природном создании, связанном с космосом, к-рое воспроизводит в себе неисчерпаемое богатство и структуру макрокосма, т. е. большого мира, мира вселенной, стало основой оккультизма. О. занимался исследованием скрытых природных сил, чтобы поставить их на службу человеку. В эпоху Возрождения О. разрушал теологическую картину мира, изживал умозрительную схоластику и подготавливал рождение экспериментального естествознания. Обобщающее значение имело сочинение Агриппы Неттесхеймского «Оккультная философия» (1533). В нем осуществлен синтез различных оккультно-магических учений и сделана попытка превратить магию в «естественную» науку, к-рая изучает тайные силы, стягивающие элементы вселенной в нечто упорядоченное. Ключом к постижению космоса считался человек, в кром зашифрованы структуры большого мира. Астрология и магия возводились в ранг конкретного знания.

Учения О. о всеобщих скрытых связях явлений и о человеке как микрокосме несомненно сыграли в 1416 вв. заметную роль в шлифовке экспериментального, практического наблюдения. Все это содействовало развитию естествознания в 17 в. О. оказался прологом к «естественному» знанию в итальянской натурфилософии Возрождения у Дж. Кардано, Б. Телезио.

Бурное развитие науки подорвало веру в О. и «герметические науки». В то же время широко распространились светские оккультные общества. Напр., розенкрейцеры пытались соединить алхимию с общественными проектами. Они высказывались за преображение человеческой природы и «обновление» земли Т. обр. происходит сближение «оккультного мистицизма» с естественно-научным рационализмом. Это относится к итальянской натурфилософии эпохи Просвещения.

В кон. 19 в. О. выполняет несколько иную роль. Он претендует на создание некой новой «универсальной» религии, к-рая могла бы сложиться на основе объединения оккультных и религ. - филос. учений самых разных народов и времен (см. Вневероисповедная религиозность).

Интерес к различным формам О., вневероисповедной мистике характерен и для совр. России.

П.С. Гуревич

В начало словаря