Приглашаем посетить сайт

Почтовые индексы (post.niv.ru)

Религии народов современной России: Словарь
Обновленчество

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Обновленчество

Обновленчество - либерально-реформационное движение в русском православии 20 в. На всех этапах своего развития имело демократическую направленность, его ведущим мотивом в соц. сфере выступала «социальная правда», а во внутрицерк. восстановление норм древней апостольской церкви.

Идейные истоки О. лежат вне институциональной сферы. Славянофилы (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский), Ф.М. Достоевский, В.С. Соловьев, представители «Нового религиозного сознания» (С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев и др.) высказывались, с разной степенью радикализма, за освобождение церкви от опеки царя, преодоление ее отрыва от народа, возвышение религ. жизни к подлинной духовности. Реформаторская тенденция в собственно церк. среде определилась лишь в нач. 20 в. В 1905 группа петербургских священнослужителей «группа 32-х», впоследствии известная как «Союз церковного обновления», - выступила за независимость церкви от светской власти и предложила ряд внутрицерк. реформ: выборность приходских священников и епархиальных архиереев, причем последних как из монашествующих, так и из белого духовенства, против восстановления патриаршества, за широкую децентрализацию церкви, за сокращение продолжительности и упрощение порядка богослужения, за перевод литургии на русский язык. Хотя многие члены «группы 32-х» были лишены сана, однако необходимость реформ получала все более широкое признание. Поместный собор 1917-1918 принял решение о восстановлении выборности духовенства и (с оговорками) епископов, допуске женщин к участию в приходских, благочиннических и епархиальных собраниях. Предполагалось также обсудить вопросы о восстановлении института диаконис, о литургических реформах, в т. ч. о языке богослужения, календарной реформе. Однако продолжить работу в 1919 Собор не смог.

На волне революц. событий 1917 обновленческое движение обретает новую динамику. В марте был образован «Всероссийский союз демократического духовенства и мирян». Союз высказался за республику как форму государственного устройства, поддержал революц. лозунги о передаче земли крестьянам, фабрик рабочим, не допуская, однако, насилия. В открытую оппозицию к Патриарху Тихону и его политическим единомышленникам, приведшую к расколу в церкви, обновленцы выступили весной 1922. Воспользовавшись домашним арестом Патриарха, они объявили о создании Высшего церковного управления (ВЦУ) во главе с архиепископом Антонином (Грановским), а свою орг-цию назвали «Живой церковью». Тактические расхождения среди обновленцев привели к образованию 3 автономных группировок: из «Живой церкви» (лидер протоиерей В.Д. Красницкий) выделилось умеренное крыло «Союз церковного возрождения» архиепископа Антонина и центристский «Союз общин древлеапостольской церкви» протоиерея А.И. Введенского. Состоявшийся в апр. 1923 обновленческий собор был призван конституировать новую управленческую структуру церкви. Собор аннулировал анафему советской власти Патриарха Тихона; его самого лишил сана и упразднил патриаршество; ввел контроль приходского духовенства в делах епархий; монастыри признавались лишь как трудовые коммуны; были допущены брачность епископата и второбрачие для овдовевших священников, объявлялось о переходе на григорианский календарь. Предложения о модернизации догматических и литургических основ православия умеренное большинство собора не приняло.

Советская власть поддерживала позицию и деятельность обновленцев в этот период, используя их в борьбе против возглавляемой Тихоном «реакционной» иерархии. К 1923 им было передано ок. 2/3 храмов. Более половины епископата РПЦ оказалось вынужденным признать обновленческое руководство. Однако обновленцы не смогли надолго удержать завоеванные позиции. Возвращение Патриарха Тихона к руководству церковью в июне 1923, его заявления о лояльности в отношении советской власти, осуждение Священным Синодом живоцерковников как нарушителей канонических норм и внутрицерк. дисциплины вызвали отлив духовенства из обновленческих групп. Рядовые же верующие в своем большинстве восприняли богослужебные и канонические реформы обновленцев как «порчу веры». В силу этих обстоятельств теряли интерес к обновленцам и власти. В период репрессий 30-х гг. были случаи арестов и среди обновленческого духовенства.

Обновленчество перв. трети 20 в. имело противоречивые последствия. Его соц. и политич. ориентации получили развитие в богословских разработках, особенно в связи с участием РПЦ в экуменич. и миротворческом движениях в послевоенный период («Богословие социального служения», «Богословие мира», «Богословие революции» и т. д.). Безуспешные же попытки радикальных преобразований в канонической и богослужебной сферах, предпринятые без учета степени конфес. консерватизма основной массы духовенства и мирян, надолго дискредитировали саму идею обновления. Лишь в кон. 80 нач. 90-х гг. в условиях общего подъема религ. жизни в России наблюдается возрождение либерально-реформаторской тенденции, гл. обр. в среде молодой, светски образованной, но довольно малочисленной группы духовенства (наиболее известные среди них священники А. Борисов, Г. Кочетков, протоиерей И. Свиридов, игумен И. Павлов и др.) и серьезно интересующихся церковно-богословскими вопросами мирян.

Вновь поднимаются темы русификации языка богослужения, перевода церк. календаря на «новый стиль»; ведется также речь о нек-рых изменениях в богослужебной практике и внутреннем устройстве храма (чтение Священного писания, обратившись в сторону молящихся; допущение к проповеди членов клира и богословски подготовленных мирян; крещение взрослых в присутствии членов общины; отказ от глухой перегородки с иконостасом, отделяющей духовенство в алтаре от молящихся в остальной части храма и др.), о необходимости введения принятых Собором 1917-1918, но не осуществленных норм внутрицерк. жизни и управления. Цель предлагаемых преобразований в том, чтобы помочь верующим преодолеть внешнее, ритуально-обрядовое восприятие христ-ва, усвоить его существо (христоцентричность), стать верующими не по традиции, а по сознательному убеждению. Сторонники обновления выступают за диалог с др. христ. церквами, против конфес. нетерпимости, претензии православной церкви на обладание всей полнотой истины. При этом хотя они и упрекают церк. руководство в нежелании проводить назревшие реформы, однако не становятся по отношению к нему в оппозицию, признают для себя обязательным соблюдение требований церк. дисциплины. Тем не менее правосл. традиционалисты усматривают в идеях и действиях нынешних реформаторов преемственность с обновленцами 20-х гг. и указывают на опасную тенденцию в сторону протестантизма («протестантизм «восточного обряда») и католицизма («криптокатолики»), грозящую подорвать догматич. основу православия и единство церкви. Священноначалие, не отвергая в принципе возможность реформирования нек-рых сторон жизни церкви, считает, однако, что оно будет уместным лишь при условии, что не вызовет отторжения у основной массы клира и мирян, не причинит ущерба целостности церкви.

Ю.П. Зуев

В начало словаря