Приглашаем посетить сайт

Есенин (esenin-lit.ru)

Религии народов современной России: Словарь
Колдовство

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Колдовство

Колдовство - определение, относящееся к «черной» (вредоносной) магии, либо негативная церк. характеристика любых магических действий, связанных с верованиями в сверхъестественную силу воздействия на человека, обво и природу заговоров, заклинаний, гаданий, волхвований и разного чародеяния.

К., как правило, занимались лица, обладавшие даром предвидения, пророчества, врачующего знахарства и др. необыкновенными способностями, к-рые обеспечивали им влияние и уважение среди соплеменников. В разное время и у разных народов такие люди именовались жрецами, магами, друидами, шаманами. На Руси колдунами считали волхвов, а позже, в зависимости от специализации магических действий, знахарей, заговорников, ворожеев, ведунов, чаровников, чародеев. Женскими ипостасями колдунов соответственно были знахарки, ворожеи, ведуньи и вещуньи, гадалки и чародейки. Нередко ко всем им применялось обобщенное название ведьмы. Отличить колдовскую черную магию от пережиточных языческих способов общения с таинственными, сверхъестественными силами не всегда возможно из-за тенденциозного христ. негативизма в отношении любой магии. Однозначно полезной магией занимались знахари и знахарки, сочетавшие навыки народной медицины с заговорами и намеренным использованием церк. приемов (крест, молитва, отречение от нечистой силы). Устный и письменный заговор с т. зр. церкви считался колдовским приемом. Однако практика заговоров была чрезвычайно широко распространена. Заговорам приписывали силу охранять от несчастий, спасать от болезней и смерти. Заговорные формулы сопровождались простыми и сложными магическими действиями в пространстве и времени, причем описание действий обычно содержалось в словесной форме заговора. В заговорах часто прибегали к манипуляции с незамысловатыми предметами. Обычно использовались пища, одежда, след человека. Использовались также предметы, имевшие сакральную силу (обереги, камни, коренья). Обращались к стихиям воды, земли, огня. В помощь призывали умерших. Особый род заговоров составляли заклинания в форме приказания, основывавшиеся на вере в сверхъестественную силу слова. Практиковались разные типы заговоров: на болезни, врагов, от смерти, грома, лихого человека, воров и разбойников, на любовь, защиту домашнего скота, пособие в хозяйственных делах, промыслах и пр. Обозначенный здесь в далеко не полном объеме магический комплекс с т. зр. его неканоничности подпадал под определение «К». Колдовскими же в полном смысле были лишь вредоносные действия, направленные на порчу, сглаз, разлучение супругов, насылание вреда скотине, урожаю, хозяйству. Все это - специализация тайной злокозненной магии, о к-рой повествуют протоколы судебных заседаний 17-18 вв. Считается, что вредоносные маги-колдуны, отрекшись от Бога и веры, заключают союз с нечистой силой (расписка, клятва). Колдунам приписывалась способность превращаться (оборачиваться) самим и превращать др. людей в разных животных. Институт черных магов держался на преемственности и предполагал прохождение обучения на колдуна после обряда отречения от Бога и церкви. Колдовскими свойствами в традиционных народных представлениях наделялись потомственные представители нек-рых важных в хозяйственной жизни профессий, связанных с производственными секретами (кузнец, плотник, печник) и верой в таинственную власть над природными стихиями (мельник, пчеловод, пастух). По повериям, сверхъестественные способности могли наследоваться от умирающего чародея-колдуна, к-рый мучился и не мог уйти из жизни до тех пор, пока не передавал к.-л. свою силу. Вредоносные свойства приписывались колдуну и после смерти. Существовал специальный обряд обезвреживания умерших колдунов вбиванием в труп осинового кола и подрезанием жил.

На Руси после физической расправы над волхвами в 11 и 13 вв. волхвование и различные приемы колдовской магии преследовались вместе с др. пережитками язычества. С 14 в. начинается жесткое преследование пережитков язычества и любых магических действий, подпадающих под собирательное церковное определение К. Специальное вычленение в К. вредоносной магии начинает прослеживаться позже, по материалам судебных процессов 17-18 вв. Преступной считалась любая магия с использованием заговоров, но, как правило, только в случаях, когда устанавливалась реальная причастность колдовавшего к смерти или болезни, к нему применялась высшая мера. Остальные колдовские действия, в т. ч. использование вполне невинных охранительных словесных и письменных формул, карались длительными сроками тюремного заключения. Преследование К. в России, однако, не вылилось в изощренные инквизиторские формы, какие рекомендовались на Западе «молотом ведьм» (15 в.), и не приняло таких масштабов, как ср. - век. европ. процессы ведьм.

Для наст. вр. характерно появление модифицированных колдунов, заполняющих вакуум, образовавшийся с исчезновением традиционного К. Особенно заметна их активизация в современных кризисных условиях духовной жизни.

В.В. Мильков

В начало словаря