Приглашаем посетить сайт

Набоков (nabokov-lit.ru)

Религии народов современной России: Словарь
Кирилло-Белозерский монастырь мужской монастырь

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Кирилло-Белозерский монастырь мужской монастырь

Кирилло-Белозерский монастырь мужской монастырь - на берегу Сиверского озера (в черте совр. г. Кириллова Вологодской обл.). Основан в 1397 преподобным Кириллом Белозерским, учеником и последователем Сергия Радонежского. К.-Б. м. был расположен на удобных сухопутных и торговых путях, рядом находилась река Шексна и дорога, соединяющая Москву с Севером, что способствовало росту монастырского хозяйства. Московские князья с большим интересом относились к становлению К.-Б. м., рассматривая его как важный опорный пункт в политич. борьбе с Новгородом. Монастырю делались богатые денежные вклады, дарились земли, в результате он становится крупным феод, владельцем.

Особый интерес к монастырю проявлял Иван Грозный. Он трижды посетил Кириллов, пожертвовав огромные средства (более 28 тыс. руб.), держал для себя специальную келью, неоднократно высказывал желание принять монашеский постриг именно в этом монастыре. К.-Б. м. тратил немало денег на строительство церквей, убранство их храмовой живописью, на приобретение произведений декоративно-прикладного искусства. В 15-16 вв. на берегу Сиверского озера сложился один из грандиозных ансамблей церковного зодчества, состоящий из десяти храмов (главное здание Успенский собор возведен в 1497-1498 зодчим Прохором Ростовским), башен и стен «великой государевой крепости». Среди них немало первоклассных строений. Особенно богато представлена архитектура 16 в. Расположенный довольно далеко от Москвы, обнесенный прочными стенами К.-Б. м. служил не только местом паломничества русских царей, но и местом ссылки их политич. противников. В 1612 монастырю пришлось выдержать штурм многочисленных отрядов польско-шведских интервентов. Сражение длилось несколько часов, монахи и все живущие в обители бились «крепко», штурм был отбит, часть «воровских людей» утонула в озере.

К.-Б. м. являлся важным религ. - идеологическим и культурным центром Руси: собрание рукописных кнш в монастыре было одним из самых значительных в стране. По описи 1664, здесь находилось 1897 книг. Помимо богослужебных книг, Библии, церк. - учительских произведений в монастыре хранились списки летописей, переводы старинных византийских хроник, знаменитое сочинение «История Иудейской войны» Иосифа Флавия, старейшие списки «Задонщины», «Хождение игумена Даниила» и др. литературные памятники. Были книги и естественно-научного содержания, к-рые привлекали внимание монахов. Так, монах Ефросий (15 в.) особенно интересовался размерами солнца, развитием человеческого зародыша; читал сочинения античных авторов, апокрифы книги «отреченные», т. е. запрещенные церковью. В монастыре хранилось немало документов, отражавших борьбу сторонников и противников монастырского землевладения. Все это позволяет высоко оценить интеллектуальный уровень верхушки монашества К.-Б. м. И не случайно монастырь стал центром известного религ. - политич. течения нестяжателей во главе с их идейным лидером Нилом Сорским.

18 - 19 века были временем оскудения и упадка К.-Б. м. В нач. 20 в. в огромном монастыре число монахов едва ли превышало два десятка. Многие строения разрушались от старости; в то же время начали проводиться и нек-рые реставрационные работы. После Окт. 1917 монастырь был взят под государственную охрану. В сер. 20-х гг. К.-Б. м. вместе с соседним Ферапонтовым монастырем (ровесником Кириллового) объявлен историкоархитектурным и художественным музеем-заповедником. В 90-е гг. в связи с 600-летием основания Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей проведена большая работа по сохранению и реставрации соборов, крепостных сооружений, драгоценных фресок (особенно знаменитого Дионисия). Работниками музея-заповедника к юбилею приурочен выпуск фундаментального издания историко-краеведческого альманаха «Кириллов» (Вологда, 1994). В предисловии к этому труду говорится: «…тревожное время конца 20 столетия вновь с какой-то неутолимой жаждой заставляет нас обращаться в неведомое прошлое, чтобы на рубеже тысячелетий лучше понять и самих себя, и суть происходящего вокруг нас». В этом главный исторический смысл и духовного опыта К.-Б. м.

В.В. Горбунов

В начало словаря