Приглашаем посетить сайт

Русская библиотека (biblioteka-rus.ru)

Православный энциклопедический словарь (2009)
Статьи на букву "У"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "У"

Убийство

Убийство - грех против шестой заповеди Закона Божьего. Суть данного греха заключается в отнятии жизни ближнего. Однако не всякое отнятие жизни является преступлением Закона. Не преступает Закон правосудие, осудившее человека на смерть; не считается убийством истребление неприятеля в войне за веру и Отечество; нечаянное убийство без намерения тоже не считается грехом. Совершившие таковое считаются виновными только в том, что не проявили должной бдительности, однако им необходимо очистить совесть покаянием. Убийством считается также осуждение на смерть, если судье известно, что подсудимый невиновен. К греху убийства приравнивается укрывательство убийц, так как укрыватель дает убийце новый повод для преступления. Кроме того, убийством считается неоказание помощи ближнему и доведение его до смерти, например, когда богатый не подает помощи нищему и тот умирает от голода. Убийством считается, если работодатель жестокими наказаниями и тяжелой работой изнуряет своих работников, ускоряя тем самым их смерть, убийцей также считается и тот, кто невоздержанием в пище и питие ускоряет собственную смерть. Самым тяжким преступлением Закона считается самоубийство, так как если человеческой природе противно убить себе подобного, то еще более противно убивать самого себя. Ведь жизнь дается человеку Богом и не принадлежит нам: один только Господь имеет право распоряжаться ею. Помимо убийства телесного, существует убийство духовное, или соблазн. В этом случае человек совращает ближнего в неверие или беззаконие, подвергая тем самым его душу духовной смерти. Спаситель говорил: «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Евангелие от Матфея, 18, 6).

Уксус

Уксус - у иудеев во времена Иисуса Христа было два вида уксуса. Один предназначался для питья и был не чем иным, как кислым красным вином, а другой, известный и в наше время, был обычным виноградным уксусом, который разбавляли водой и употребляли в пищу, макая в него хлеб. Перед распятием Иисусу Христу давали пить уксус. В одном случае евангелист говорит об уксусе смешанном в желчью (Евангелие от Матфея), в другом - об уксусе, смешанном с миррой (Евангелие от Марка). Последний был напитком, притупляющим все чувства, который по обыкновению давали осужденным перед казнью. Этим иудеи проявляли милосердие, так как испивший такой напиток меньше страдал. Господь отказался от уксуса с миррой, но попросил пить уже на кресте, когда в страшных мучениях Его стала томить жажда. На этот раз Ему дали пить кислое красное вино, которое пили римские солдаты во время походов.

Усекновение главы Иоанна Предтечи

Усекновение главы Иоанна Предтечи - один из великих праздников Православной церкви, отмечаемый 11 сентября (29 августа). В этот день Церковь вспоминает, как по приказу тетрарха Галилеи Ирода Антипы был казнен через отсечение главы святой пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн.

В 32 году от Рождества Христова Ирод заключил Иоанна в темницу за то, что святой пророк обличил его сожительство с женой брата по имени Иродиада. Однако лишить Предтечу жизни тетрарх не решался, так как боялся народных волнений. Когда наступил день рождения правителя, во дворце устроили пир, на котором танцевала юная Саломия, дочь Иродиады. Девушка при этом так угодила Ироду, что тот перед гостями поклялся дать ей все, чего бы она ни пожелала. Саломия задумалась и попросила разрешения посоветоваться с матерью. Иродиада думала недолго: она посоветовала дочери просить у правителя голову Иоанна Крестителя. Ирод, услышав слова девушки, был сильно огорчен: теперь он опасался не только народного гнева, но и насмешек высшего общества, которые неминуемо ждали его, как не сумевшего сдержать клятву. Последние опасения перевесили, и тогда Ирод послал в темницу стражников, которые, возвратившись, подали Саломии на большом блюде отсеченную голову Иоанна Крестителя. Она приняла страшный подарок и отнесла голову своей матери, а апостолы, узнав о кончине пророка, предали земле его тело.

В этот день, когда Церковь вспоминает мученическую кончину Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, полагается строгий пост. Кроме того, в день памяти святого пророка христиане поминают воинов, отдавших свои жизни за Отечество.

Успение Пресвятой Богородицы

Успение Пресвятой Богородицы - один из двунадесятых Богородичных праздников, отмечаемый 28(15) августа. В этот день Церковь вспоминает события, связанные с праведной кончиной и погребением Божьей Матери. Перед своей крестной смертью Господь наш Иисус Христос поручил заботиться о Своей Матери апостолу Иоанну (Евангелие от Иоанна, 19, 26-27). С тех пор Пресвятая Дева жила у Иоанна Богослова, дом которого стоял близ Елеонской горы в Иерусалиме. Она часто ходила ко гробу Господню на Голгофу, а однажды, когда она молилась там, ей явился архангел Гавриил с вестью о Ее скорой кончине. Эта весть для Нее была тоже доброй: ведь в скором времени Она должна была встретиться со Своим Сыном. К предсказанному Гавриилом сроку в Иерусалим начали съезжаться апостолы, проповедавшие Евангелие во всех концах света. Не было только апостола Фомы, который в свое время не поверил в Воскресение Иисуса. В момент смерти у одра Божьей Матери появился и Сам Иисус в окружении ангелов, а Божья Матерь, отходя, прославила Господа и как бы заснула. Апостолы подняли одр с телом Приснодевы и понесли его в Гефсиманский сад. О траурном шествии узнали иудейские первосвященники, один из них, по имени Афония, догнал процессию и схватился за одр, чтобы опрокинуть его и осквернить тело. Но в ту минуту, когда руки Афонии коснулись одра, невидимая сила отсекла ему кисти. Когда же первосвященник раскаялся и уверовал в истинного Бога, он тотчас получил исцеление. Вскоре процессия дошла до места погребения, тело Божьей Матери положили в гроб, а вход закрыли тяжелым камнем. На третий день после похорон в Иерусалим пришел апостол Фома. Он сразу же отправился к гробу Божьей Матери, долго плакал и молился, так как не мог с Ней попрощаться. Тогда другие апостолы отвалили камень от входа в гробницу, чтобы Фома мог приложиться к телу Богоматери. Однако в гробнице они нашли только Ее погребальные пелены: Божью Матерь в Ее телесном естестве взял на небо Всемогущий Сын. Позднее на месте погребения Пресвятой Богородицы был возведен храм, в котором до IV века хранились Ее погребальные пелены, пока их не перевезли в Византию, во Влахернский храм. В 582 году император Византии Маврикий установил праздник в честь Успения Пресвятой Богородицы. В Русской православной церкви Успение Божьей Матери является особо почитаемым праздником, наряду с праздниками Ее чудотворным иконам: Владимирской, Казанской, Киево-Печерской и др.

Устав богослужебный

Устав богослужебный - представляет собой ряд указаний, определяющих последовательность и содержание всех богослужений в течение года. В наши дни за границей довольно широкое распространение получила новая редакция так называемого Устава Великой церкви (византийский вариант), появившегося в XIX веке и предназначавшегося для приходских церквей. Более строгий славянский Типикон появился в XVI-XVII веках. Он сложился на основе древних монастырских, студийского и иерусалимского уставов и получил самое широкое распространение в Русской православной церкви.

Утреня

Утреня - одно из общественных богослужений, совершаемых в приходских храмах сразу после вечерни. Она может быть праздничной, вседневной или пасхальной. Праздничная утреня соединяется с великой вечерней, девятым и первым часом, что совокупно составляет чин Всенощной. Утреню Пасхи начинают служить сразу после окончания субботней полунощницы и крестного хода в притворе храма.

Предыдущая страница Следующая страница