Приглашаем посетить сайт

Литература 20 век (20v-euro-lit.niv.ru)

Православный энциклопедический словарь (2009)
Статьи на букву "И"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И"

Иаков

Статья большая, находится на отдельной странице.

Иаков Зеведеев

Иаков Зеведеев - сын Зеведея и брат апостола Иоанна Богослова. Был свидетелем многих чудесных событий, связанных с Иисусом Христом, в частности событий Преображения на горе Фавор, предсмертной молитвы Господа в Гефсиманском саду и пр. Предан смерти через отсечение главы по приказу Ирода.

Иаков младший

Иаков младший - сын Алфеев, автор соборного послания. Книга написана для иудейских христиан, живших вне Иерусалима. «Пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Соборное послание Иакова, 5, 20).

Иафет

Иафет - один из сыновей Ноя.

Игумен

Игумен (в переводе с греческого означает «ведущий») -    начальник монастыря. Обладает правом носить посох. В древности игумен должен был обязательно быть священником, затем игуменов стали избирать из числа иеромонахов. В наши дни это звание часто дают в качестве награды монашествующему священнику, что в белом духовенстве соответствует протоиерею. В связи с этим получение звания игумена может быть не связано с управлением монастырем.

Идол

Идол - кумир, изображение небесной или земной твари, которой служат и поклоняются вместо служения Господу. Вторая христианская заповедь запрещает поклонение идолам как божествам мнимым или ложным богам.

Иегова**

Иегова** - великое и святое Имя Божье, означающее вечность, самобытность и неизменяемость Его Существа. Это Тот, Кто Сам изрек о Себе: «Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний» (Откровение Иоанна, 1, 10).

** неправильное произношение и перевод еврейского слова Яхве (прим. - EdwART)

-- Когда в середине I тысячелетия н. э. хранители иудейской ветхозаветной традиции изобрели специальные знаки для обозначения гласных, они к согласным имени Яхве присоединили гласные от слова Адонай. Тем самым они сигнализировали, что следует читать не Яхве, но Адонай. В результате получилось никогда в действительности не существовавшее и не читавшееся Иехова (в традиционном написании: Иегова).

Иерей

Иерей - в переводе с греческого означает «священник».

Иеремия пророк

Иеремия пророк - второй из больших пророков, автор Книги Иеремии и Плача Иеремии.

Иеродьякон

Иеродьякон - в переводе с греческого означает «монашествующий дьякон».

Иеромонах

Иеромонах - в переводе с греческого означает «монах-священник».

Иерусалим

Иерусалим - всемирно известный город, главный из городов иудейской Земли Обетованной. В древности назывался Иевусом по имени основоположника рода Иевусеев, затем его завоевал царь Давид и построил на его месте свой город, нареченный Иерусалимом.

Иерусалим небесный

Иерусалим небесный - аллегорическое выражение, употребляемое для обозначения царства святых (Откровение Иоанна Богослова, 3, 12).

Изобразительны

Изобразительны - храмовая служба, чин, входящий в состав литургий Василия Великого и Иоанна Златоуста. Изобразительны служат отдельным чином после чтения часов в дни, когда литургию проводить не положено.

Изумруд

Изумруд - зеленый драгоценный камень, третий в первом ряду на судном наперснике иудейского первосвященника. В Откровении Иоанна Богослова это один из камней, которые будут положены в основание Небесного Иерусалима (21, 19). Впрочем, в Откровении изумруд называется смарагдом (древнее название этого камня).

Иисус

Иисус - греческая форма иудейского Иешуа, что является сокращенной формой имени Иегошуа («Спаситель», «Помощь Иеговы»). Это имя в Священном Писании встречается довольно часто, но прежде всего это имя Господа нашего Иисуса Христа. Оно было назначено Богомладенцу Самим Господом через архангела Гавриила (Евангелие от Матфея, 1, 21).

Икона

Икона - изображение, образ Иисуса Христа, Божьей Матери, святого мученика либо евангельского события. Почитание икон установлено догматически в VIII веке, хотя иконопись как церковное искусство существовала уже с первых лет христианства. В 787 году от Рождества Христова на заседании VII Вселенского собора был оглашен догмат, согласно которому поклонение иконам и воздаваемая им честь переходит к их первообразу, поэтому поклоняющиеся иконе покланяются и изображенному на ней. В Русской церкви иконы освящают особым чином, который можно найти в требнике.

Икона запрестольная

1) образ Воскресения Христова, который располагают на восточной, главной части алтаря. В наши дни эту икону очень часто изготовляют в виде витража;

2) образ Божьей Матери и Распятие, укрепленные на древках. Их, как правило, хранят у восточной стены алтаря. В те дни, когда положен крестный ход, запрестольные иконы выносят из алтаря и несут во главе шествия.

Иконостас

Иконостас - в современном храме стена, которая отделяет алтарь от средней части храма. Состоит из нескольких рядов икон, расположенных ярусами, число которых может быть от трех до пяти. В центре нижнего яруса располагаются Царские врата, а по правую сторону от них - икона Иисуса Христа, праздника или святого, в честь которых освящен храм. Слева от Царских врат обычно располагают образ Божьей Матери, а над ними - икону «Тайная вечеря». За иконами, расположенными в нижнем ряду находятся дьяконские двери. Во втором ярусе снизу висят иконы, посвященные двунадесятым праздникам, в третьем - деисусный чин, в четвертом - образ Божьей Матери с Младенцем Христом и образы пророков, а в верхнем, пятом ярусе располагают икону «Святая Троица», образы праотцев, ветхозаветных праведников и патриархов. На самом верху иконостаса стоит распятие.

Икос

Икос - строфа канона или акафиста.

Илитон

Илитон - льняной или шелковый плат, в котором хранят антиминс.

Илия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Индития

Индития - верхнее покрывало престола, светлый парчовый или шелковый плат.

Инок

Инок - русское слово, которым именуют монахов. Инокиня - монахиня.

Интронизация

Интронизация - возведение на кафедру вновь избранного патриарха, происходящее во время торжественного богослужения. Интронизацию совершают на литургии, во время которой новоизбранного патриарха облачают в патриаршие одежды и вручают ему патриарший посох.

Иоанн апостол и евангелист

Иоанн апостол и евангелист - ученик Господа из первых двенадцати, автор четвертого Евангелия, Откровения и трех посланий. Сын Зеведея и брат апостола Иакова. Первоначально был учеником Иоанна Предтечи, но последовал за Господом и некоторое время оставался у Него в доме. Затем Иоанна вернулся к своим обычным занятиям до того дня, как Господь Сам призвал его к апостольскому служению (Евангелие от Матфея, 4, 21). С этого времени и до самой крестной смерти апостол Иоанн, прозванный Богословом, оставался со своим Учителем. Иоанн был не просто свидетелем и участником важнейших евангельских событий - таких, как воскрешение дочери Иаира, Преображение Господне и молитва Господня в Гефсиманском саду, - он был любимым учеником Господа, «который возлежал у груди Иисуса» (Евангелие от Иоанна, 13, 23). После того как Господа осудили на распятие, он один присутствовал при казни и ему Господь препоручил Свою Мать (Евангелие от Иоанна, 19, 26-27). А в день Воскресения Иоанн и Петр первыми побежали к пустому гробу, чтобы удостовериться в правдивости этого события. Далее они стали неразлучными: вместе были свидетелями Вознесения, вместе приняли дар языков в день Пятидесятницы, вместе ходили в Иерусалимский храм и свидетельствовали о Христе, игнорируя угрозы синедриона (Деяния апостолов, 4, 13). Во времена гонений на христиан апостол Иоанн дольше всех учеников Господних оставался живым и на свободе. Но вот пришло время Домициана, Иоанну довелось претерпеть множество мучений, после чего он был сослан на остров Патмос. Однако по смерти Домициана апостол вернулся в Ефес и с новыми силами занялся благоустройством Церкви Христовой. Когда Иоанн состарился и не мог ходить, ученики носили его на проповеди, а он постоянно повторял одни и те же слова: «Дети мои, любите друг друга, это заповедь Господня, и она заменяет все остальные».

Иоанн Креститель и Предтеча Господень

Иоанн Креститель и Предтеча Господень - сын иудейского священника Захарии и его жены Елисаветы. Его рождение было предсказано пророками Исайей и Малахией и возвещено архангелом Гавриилом. Обстоятельства рождения Иоанна Предтечи изложены в Евангелии от Луки (1, 1-80). Юные годы пророк провел в пустыне, питаясь акридами (вид саранчи) и диким медом (Евангелие от Матфея, 3, 4). Достигнув тридцати лет, Иоанн вышел на проповедь, призывая народ иудейский покаяться в грехах и очиститься в водах Иордана. Сила проповеди была столь велика, что «Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иудейская выходили к нему и крестились от него во Иордане, исповедуя грехи свои» (Евангелие от Матфея, 3, 5-6). Призывая народ с покаянию и исправлению, Иоанн повторял, что крещение водой, которое он совершает, есть лишь приготовление к приходу Мессии, что скоро должен придти Тот, кто больше его. И вот однажды Господь наш Иисус Христос пришел к нему на Иордан и потребовал крестить Его, «ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Евангелие от Матфея, 3, 15). Последовавшие за тем события подробно описаны в Евангелии от Марка (1, 9-11) и Евангелии от Матфея (3, 13-17). А Иоанн продолжал свое служение с великим смирением, считая, что «недостоин развязать ремень обуви Его». Совершив Крещение Господне, пророк обличил не только грехи простых людей, но и, подобно Илие, не пощадил и власть предержащих. После того как он обличил Ирода Антипу в незаконном сожительстве с женой своего брата Филиппа, тот заключил Иоанна в темницу. Но самую сильную ненависть к пророку питала незаконная жена Ирода, Иродиада. Она искала удобного случая умертвить его и, к ее великой радости, такой случай представился. На дне рождения Ирода, который отмечался в великой пышностью, танцевала ее дочь, юная Саломия, которая так угодила царю, что тот поклялся перед всеми, что даст девушке все, чего бы она ни пожелала. Саломия посоветовалась с матерью и та велела ей просить у Ирода голову Иоанна Крестителя. Тогда Ирод, чтобы не показать перед гостями, что он не хозяин своего слова, послал воинов в темницу. Через некоторое время Саломии подали на большом блюде отсеченную голову пророка. Так мученически окончил свою жизнь пророк, Креститель и Предтеча Господень Иоанн.

Иов многострадальный

Иов многострадальный - ветхозаветный праведник из земли Уц, история которого изложена в книге Иова, где он изображен человеком богобоязненным и непорочным. У него было три дочери, семь сыновей и большое богатство. Однако, когда сатана встретился с Господом, он объяснил благочестие Иова его благосостоянием: «Но простри руку Твою и коснись всего, что у него, - благословит ли он Тебя?» (Книга Иова, 1, 11). И вот за короткое время Иов лишился не только своего имущества, но и всех своих детей. Но как ни тяжко было испытание, Иов не возроптал на Бога: «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял, да будет имя Господне благословенно», - сказал праведник (Книга Иова, 1, 21). После этого сатана получил от Бога разрешение испытать Иова еще раз: и вот тело страдальца поражено проказой. Но и в такой ситуации праведник не стал хулить Бога, хотя даже его жена уговаривала страдальца: «Похули Бога и умри» (Книга Иова, 2, 9). Тем временем страдалец сидел в прахе и пепле и скреб себя черепицею. Затем к Иову пришли три его друга и, глядя на него семь дней и ночей, молча рыдали. «И разодрал каждый [из них] верхнюю одежду свою, и бросали пыль над головами своими к небу» (Книга Иова, 2, 12). Через семь дней Иов не выдержал и изрек: «Погибни день, в который я родился, и ночь, в которую сказано: зачался человек!.. Для чего не умер я, выходя из утробы, и не скончался, когда вышел из чрева?.. Нет мне мира, нет покоя, нет отрады, постигло несчастье» (Книга Иова, 3, 3-26). Далее в книге записана беседа праведного Иова и его друзей, заканчивающаяся полным раскаянием страдальца, которое Господь принял и снова его благословил. После благословения Господня к Иову возвращается все, что он утратил, и даже более того. «После того Иов жил сто сорок лет, и видел сыновей своих и сыновей сыновних до четвертого рода; и умер Иов в старости, насыщенный днями» (Книга Иова, 42, 16-17). Книга Иова принадлежит к разряду поучительных, она учит терпению в бедствиях и невзгодах и в Ветхом Завете занимает место между книгами Есфирь и Псалтирью.

Иона пророк

Иона пророк - один из иудейских пророков, живший во времена царствования Иеровоама. Автор книги Ионы, которую, по преданию, он же и написал. Книга повествует о том, как однажды он получил повеление от Бога идти в Ниневию, чтобы проповедать местным жителям покаяние. В противном случае город за нечестие своих жителей Господь должен был истребить от лица земли. Однако Иона не повиновался Ему, а сел на корабль, отправлявшийся в Фарсис. В пути на корабль обрушилась страшная буря и мореплаватели, чтобы узнать, кто навлек на них это несчастье, бросили жребий. Жребий пал на Иону пророка, и тогда тот попросил мореплавателей бросить его за борт. Как только Иона оказался в море, буря утихла, а его самого проглотил кит. Сидя в чреве кита, пророк три дня и три ночи молился, после чего был извергнут китом на берег. Здесь Иона еще раз получил от Бога повеление идти в Ниневию. На этот раз пророк пошел и «начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедовал, говоря: еще сорок дней и Ниневия будет разрушена» (Книга Ионы, 3, 3-4). Его проповедь поразила ниневитян и их царя, люди раскаялись в своих грехах и Господь пощадил город. После этого Иона покинув Ниневию, сделал себе неподалеку шалаш и стал ждать исполнения пророчества. Однако Господь вразумил пророка, в один день вырастив возле шалаша прекрасное растение и на следующий день погубив его. Опечаленный пророк так сожалел о растении, что даже стал просить себе смерти. Тогда Господь сказал Ионе: «Ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало: Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой и множество скота?» (Книга Ионы, 4, 10-11). Что касается новозаветных книг, на Иону пророка указывает нам Сам Господь: «Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Евангелие от Матфея, 12, 40). В другом месте Спаситель говорит следующее: «Род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка» (Евангелие от Луки, 11, 29).

Ипакои

Ипакои - краткое молитвословие, которое читают или поют вместо тропарей на повечерии, полунощнице, воскресной или праздничной утрени. Ипакои, так же как и тропари, посвящены либо Воскресению Христову, либо событиям праздника.

Иподьякон

Иподьякон - прислуживающий архиерею церковнослужитель, который во время богослужений готовит ему облачение, подает архиерейские свечи - дикирий и трикирий - и отворяет Царские врата. Облачение иподьякона состоит из стихаря, крестообразно подпоясанного орарем.

Ирмологий

Ирмологий - одна из богослужебных книг. Содержит ирмосы канонов из Октоиха, Минеи и Триодей.

Ирмос

Ирмос - одна из песен канона. Обычно первый ирмос является образцом для распева последующих песен - третьей, четвертой и т. д. Кроме того, ирмос - это связующее звено между смыслом библейской песни и остальными тропарями канона.

Ирод

1) Ирод Великий, царь Иудейский, сын Антипатра и родоначальник других царей, носивших это же имя. Упоминается в Евангелии от Матфея (2, 1). Ирод Великий управлял Иудеей, которая в те времена была одной из провинции Рима, и отличался дикостью нрава и свирепостью. Его 34-летнее правление ознаменовано рядом жестокостей. В частности он убил двух своих сыновей и жену. В 33-й год царствования Ирода в Вифлееме родился Иисус Христос. Узнав о новорожденном потомке царя Давида, Ирод приказал умертвить в Вифлееме всех младенцев до двух лет, чтобы в числе их погубить Мессию. Всего убиенных было 14 тысяч. Ирод Великий погиб ужасной смертью: он был живьем съеден червями. Перед смертью он разделил свое царство на три удела: первый достался Архелаю, второй - Ироду Антипе, третий - Филиппу. Хорошо известно изречение Августа, который, услышав, что в числе умерщвленных Иродом младенцев был и его собственный сын, воскликнул: «Лучше быть свиньею Ирода, чем его сыном!». Таким образом, слухи об избиении младенцев в Вифлееме проникли даже в Рим. Династия Иродов правила Иудеей в течение 140 лет;

2) Ирод Агриппа I - внук Ирода Великого, омрачивший свое правление преследованием христиан. Он повелел умертвить апостола Иакова Зеведеева, а вскоре и сам скончался: во время праздника на него напала непонятная внутренняя болезнь. Ирод промучился четыре дня и на пятый скончался (Деяния апостолов, 12, 20-23);

3) Ирод Филипп I - сын Ирода Великого от Мариамны, дочери Симона первосвященника. Филипп был женат на Иродиаде, сестре Ирода Агриппы I, от которой у него родилась дочь Саломия. Однако Иродиада ушла от Филиппа к его сводному брату, Ироду Антипе, который лишил его наследства;

4) Ирод Филипп II - сын Ирода Великого и Клеопатры, уроженки Иерусалима. Управлял тремя иудейскими провинциями с титулом четверовластника. Был женат на Саломии, дочери Ирода Филиппа I и Иродиады.

Построил новый город, назвав его Кесарией, и обновил Вифсаиду, переименовав ее в Юлию. Кроме названных выше, существовали еще Ирод Архелай, Ирод Агриппа II и Ирод Антипа.

Иродиада

Иродиада - сестра Ирода Агриппы I и внучка Ирода Великого. Сначала она вышла замуж за Ирода Филиппа I, а затем ушла к Ироду Антипе. Этот брак был незаконным, так как Ирод Филипп был еще жив, и кровосмесительным, поскольку Ирод Антипа приходился ей родным дядей. Иродиада была главной виновницей смерти Иоанна Крестителя. Это она подучила свою дочь Саломию попросить у Ирода голову пророка, так как та танцевала у него на дне рождения, а Ирод сгоряча пообещал девочке дать все, чего бы она ни пожелала. Вскоре после смерти Иоанна Крестителя Ирод Антипа вступил в сражение с Аретой и был побежден. Но Иродиада не оставила свергнутого правителя и окончила свою жизнь в бедности и неизвестности.

Исаак

Исаак - один из патриархов, родившийся от Авраама и Сарры, когда ему было 100 лет, а ей - 90. На восьмой день младенец был обрезан, а через три года его отняли от груди. По этому случаю Авраам устроил пиршество, на котором сын Авраама от Агари, Измаил, потешался над ребенком. Это послужило причиной изгнания Агари и Измаила из дома Авраама (Бытие, 21, 9-13). Апостол Павел назвал эту ситуацию гонением рожденного по духу со стороны рожденного по плоти и усмотрел в этом прообраз гонений на христиан (Послание к Галатам, 4, 29). Помимо всего прочего, Господь засвидетельствовал Аврааму, что от Исаака произойдет будущий Спаситель мира (Бытие, 21, 12). Когда Исааку было уже 25 лет, Господь испытал веру его отца, повелев принести сына в жертву. Это испытание веры Авраам выдержал с честью, так как уже тогда верил, что Господь способен воскресить его сына. К сорока годам Исаак женился на Ревекке, которая по прошествии многих лет родила ему близнецов: Исава и Иакова. Исава больше любил отец, а Иакова - мать. Когда Исаак состарился, а зрение его ослабело, он велел своему сыну Исаву прийти к нему, чтобы получить благословение. Но Иаков, подученный матерью, опередил брата. После этого мать решила отправить Иакова подальше от гнева его брата, поэтому тот отправился к Лавану и взял себе в жены его дочь. Иаков вернулся в отчий дом много лет спустя, ведя огромные стада, своих жен и детей. Вместе с братом Исавом он похоронил отца, как некогда хоронили Авраама оба его сына, Исаак и Измаил. У иудеев существует несколько преданий относительно Исаака. Например, они верят в то, что Исаак был одним из трех людей, не вкусивших греха, один из шести, над которыми смерть не имела власти, а также в то, что он получил Божественное откровение от Сима, ввел в употребление утренние молитвы и т. д.

Исайя пророк

Исайя пророк - великий ветхозаветный пророк, живший в Иерусалиме во времена правления царей Ахаза, Иоахама, Озии и Езекии (Исход, 7, 3; 8, 3; 8, 18). Он был призван к пророческому служению чудесным образом: однажды он увидел Господа, сидящего на престоле и окруженного поющими серафимами. При виде Славы Божьей Исайя воскликнул: «Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами... и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа». В это время один из серафимов коснулся уст Исайи горящим углем, взятым с небесного жертвенника, и произнес: «Вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен». И Господь спросил: «Кого Мне послать? и кто пойдет для Нас?», на что Исайя ответил: «Вот я, пошли меня» (Исход, 6, 5-8). Пророческое служение Исайи началось в последний год царствования Озии, примерно в 759 году до Рождества Христова, и длилось более 60 лет. По древнему преданию, Исайя принял мученическую кончину: по приказу царя Манассии его перепилили пополам деревянной пилой. Его пророчества отличаются ясностью и точностью, поэтому его нередко называют ветхозаветным евангелистом. В первых главах книги пророка Исайи содержатся пророчества, касающиеся судьбы израильского народа и живущих по соседству с ними языческих племен, а последние главы полностью посвящены пророчествам о будущем пришествии Мессии.

Искариот

Искариот - так звали Иуду, который предал Иисуса Христа. Имя его произошло от места его жительства: он родился в городе Кариот, расположенном в землях, принадлежавших колену Иудину. После того как Иисус избрал Себе 12 учеников, Иуде было поручено носить при себе денежный ящик, в который люди опускали пожертвования (Евангелие от Иоанна, 12, 6). Слова же Искариота, сказанные им по поводу «бесполезной» траты мира, вылитого на ноги Спасителя сестрой Лазаря Марией, указывают на его корыстолюбие. Эта гибельная страсть и побудила Иуду предать Господа за тридцать сребреников. Получив эту цену, он после Тайной вечери явился в Гефсиманский сад, где Господь только что закончил молиться, и лонным поцелуем предал Учителя в руки стражей первосвященников. Однако, увидев, как Господа влекут на суд, Иуда раскаялся, возвратил иудейским старейшинам деньги и сказал: «Согрешил я, предав кровь невинную». Но первосвященники ему ответили: «Что нам до того? смотри сам». Тогда, «бросив сребреники в храм, он вышел, пошел и удавился» (Евангелие от Матфея, 27, 4-5) и «когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его» (Деяния апостолов, 1, 18). Первосвященники же, взяв деньги, сочли неприличным положить их в церковную казну и купили на них землю горшечника для погребения странников. Это место получило название «Земля крови». А Господь сказал об Иуде следующее: «Но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться» (Евангелие от Матфея, 26, 24).

Искупитель

Искупитель - вообще слово «искупить» означает купить для кого-то свободу за определенную плату. При этом цена, уплаченная за свободу, называется искуплением или выкупом. Все грешные люди находятся в рабстве у греха, потому терпят иго осуждения. Господь наш Иисус Христос, проливший Свою пречистую кровь на кресте, всех нас искупил от греха, смерти и проклятия, потому Его и называют Искупителем.

Искушение

Искушение - в молитве Господней («Отче наш») под искушением подразумеваются такие обстоятельства, которые ведут к тяжкому греху или потере веры. Они приходят к людям с разных сторон: из мира, от плоти, окружающих людей или дьявола. Произнося слова молитвы: «Не введи нас во искушение», мы просим Господа не допустить до нас искушения, а если Ему угодно испытать искушением нашу веру, чтобы не допустить нашего совершенного падения.

Исповедник

Исповедник - святой мученик, принявший смерть за исповедание христианского учения.

Исповедь

Исповедь - основное таинство Христианской церкви, совершаемое перед таинством причащения. Иначе ее называют таинством покаяния. Во время исповеди мирянин с раскаянием рассказывает священнику о своих грехах и получает их отпущение. При этом последний накрывает голову кающегося епитрахилью и произносит разрешительную молитву. Затем кающийся должен поцеловать Крест и Евангелие. Обычно таинство исповеди совершают перед литургией, чтобы после ее окончания допустить прощенных к принятию Святых даров.

Иссоп

Иссоп - пахучее растение, часто упоминаемое в Священном Писании. Пучками иссопа, омоченными в крови пасхального агнца, иудеи помазали косяки и двери своих жилищ, когда Господь объявил им о десятой, последней казни Египетской. Увидев эти отметины, Господь прошел бы мимо такого дома (Исход, 12, 22). Пучком иссопа, омоченным в крови жертвенного голубя, кропили прокаженных, чтобы те очистились от проказы. Омочив иссоп в воде, окропляли осквернившегося. После того как Давид согрешил с Вирсавией, он написал покаянный псалом (псалом 50), в котором просит Господа: «Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега».

Предыдущая страница Следующая страница