Приглашаем посетить сайт

Русский язык (rus-yaz.niv.ru)

Православный энциклопедический словарь (2009)
Храм

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Храм

Храм - строение своеобразной архитектуры, предназначенное для общественных богослужений и молитв. Каждый храм освящается архиереем и имеет алтарь с престолом. Внутри он состоит из трех основных частей: притвора, средней части и алтаря. В последнем, помимо престола, находится жертвенник. Алтарь отделен от средней части храма иконостасом.

В средней части храма перед иконостасом расположена солея с клиросами и амвоном. В кафедральном соборе или храме в центре имеются архиерейская кафедра и архиерейский амвон. Крупные храмы имеют колокольни, а более мелкие - звонницы с колоколами. Крышу венчает купол с крестом. Храм освящают в честь какого-либо праздника (Рождество Христово и др.), в честь Божьей Матери, событий из Ее жизни (Успение) и Ее икон (Утоли моя печали), а также в честь святых (Серафим Саровский, Иоанн Богослов) или Господа Бога (Троицкий или Спасский храм). При этом сам праздник либо день памяти святого становится престольным или храмовым праздником.

Что касается поведения молящихся, еще на пути к храму верующий должен прочесть молитву, начинающуюся словами: «Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем». Вместо нее также можно читать псалмы 50 или 90, тропарь или кондак дня. Кроме того, можно вспоминать события, которые Церковь празднует в этот день. В храм нужно входить с благоговением и тихо: разговоры, шум и смех оскорбляют святость храма и величие присутствующего в нем Бога. Войдя в храм, нужно остановиться в притворе и сотворить три поклона со следующими молитвами: «Боже, милостив буди мне, грешному», «Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя» и «Создавый мя, Господи, прости мя». После каждой молитвы положен поклон. Поклоны (поясные) положены и на следующих молитвословиях: «Кресту Твоему покланямся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим». «Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем»; «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь»; «Господи помилуй! [трижды] Благослови»; «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». После входа в храм нужно поклониться на две стороны прежде пришедшим людям и сотворить три поклона (поясных) с Иисусовой молитвой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго», после чего сосредоточить внимание на богослужении. Мужчины в храме обычно встают с правой стороны, а женщины - с левой. После отпуста положено читать то же самое, что и при входе в храм, с такими же поклонами. Сама церковная служба совершается со многими малыми и великими поклонами. Поклоны нужно совершать с внешним благообразием и внутренним благоговением, не торопясь и, по возможности, одновременно с другими молящимися. Перед тем как поклониться, нужно перекреститься. При малом поклоне нужно нагнуться так, чтобы рукой можно было достать до пола, а при великом поклоне нужно преклонить колена с тем, чтобы достать до земли головой. Крестное знамение нужно изображать правильно, не спеша, соединив вместе указательный, большой и средний пальцы, а безымянный и мизинец согнуть и прижать к ладони. Первые три пальца складывают вместе в ознаменование того, что Бог наш есть Святая Троица, а оставшиеся два пальца в ознаменование того, что Господь наш Иисус Христос - Бог и Человек. Сложенной для крестного знамения правой рукой нужно сначала прикоснуться ко лбу, чтобы Господь просветил наш ум, затем на живот, чтобы Он укротил воюющую плоть, после чего на правое и левое плечо - для освящения наших дел. Крестные знамения и поклоны нужно совершать по окончании молитвенных прошений, а не во время или перед ними. Перед началом богослужения следует трижды поклониться в пояс. После этого на службе нужно полагать тройные поклоны на всяком «Придите, поклонимся», на «Святый Боже», на тройном «Аллилуйя» и на «Буди имя Господне.», которое также поется три раза. Однако на тройном «Аллилуйя» во время чтения шестопсалмия полагаются не поклоны, а только крестные знамения. Тройные поклоны с крестными знамениями положены также на «Сподоби, Господи». На каждой ектенье нужно внимательно слушать прошения и вознося молитвы к Богу, осенять себя крестным знамением с поклоном. При пении или чтении тропарей и стихир поклоны положены только в том случае, если текст молитвословий к этому побуждает словами «поклонимся», «припадем», «молимся». После «Честнейшую Херувим.» и перед «Именем Господним благослови, отче.» полагается поясной поклон. По «Достойно.» и во время пения «Честнейшую херувим.» перед девятой песнью канона положен поклон дню, а после слов «Хвалим, благословим» - поясной поклон. Перед чтением Евангелия и после него положено по одному поясному поклону, то же самое - на полиелее после величания. В начале пения «Верую.», при произнесении «Силою Честнаго и Животварящаго Креста.» и чтении паримий нужно осенить себя крестом без поклона. Когда священник произносит «Мир всем.» или «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми вами» хор отвечает «И со духом твоим.». В это время нужно поклониться в пояс в направлении алтаря, не осеняя себя крестным знамением. Поклон без крестного знамения положен также при всяком благословении священника и при отпусте, если тот совершается без креста. После возглашения «Главы ваша Господеви приклоните.» нужно опустить голову и стоять так до окончания молитвы: в такой момент священник молится обо всех приклонивших главу. Когда священник осеняет народ крестом, образом, Евангелием или Святой чашей, нужно перекреститься, наклонив голову. А если осеняют дикирием и трикирием, кадят или благословляют рукой, креститься не нужно, достаточно только поклониться. Так следует отличать поклонение святыне от преклонения пред людьми. При личном благословении священника мирянин должен сложить ладони крестообразно, правую на левую и приняв в них руку священника, поцеловать ее, но перед этим не креститься. При лобызании креста, Евангелия, иконы или мощей нужно подходить к святыням в порядке очереди, не спеша и не толкая друг друга, класть два поклона с крестными знамениями перед целованием святыни и один после. Также прикладываясь к образам Божьей Матери или Спасителя, не следует целовать их в лики. Патриарший чиновник XVII века указывал, что прикладываясь к иконе Спасителя, нужно целовать Его в ножку или ручку (при поясном изображении). Божью Матерь и святых целуют в ручку, а образ Усекновения главы Иоанна Предтечи и Убрус (нерукотворный образ Спаса) - в косы волос. В некоторых случаях на чтимых иконах изображают несколько святых, однако целовать образ положено только один раз, чтобы при большом стечении народа не задерживать других и не нарушать этим благочиния в храме. От Пасхи до Троицы, от Рождества до Крещения Господня и во все Господские праздники земные поклоны в храмах отменяются. Приступая к Святым Тайнам Тела и Крови Христовых, нужно поклониться до земли, сложить руки крестообразно на груди и с благоговением подойти к Святой чаше. Затем нужно громко назвать свое имя, принять Святые дары и, облобызав чашу, отойти в сторону. До принятия теплоты нельзя разговаривать, осенять себя крестным знамением или творить поклоны. В день причащения причастникам не положено до самого вечера творить земные поклоны. После литургии тем, кто не причащался, раздают антидор, чтобы они вкусили освященного хлеба. Антидор и освященные просфоры можно вкушать только натощак. Расходиться из храма после службы нужно в благоговейном молчании, благодаря Господа в молитве за то, что сподобил нас присутствовать в храме. «По отпущению же, исходяще из церкве, идем со всяким безмолвием в келии своя, или на службу. И не подобает нам беседы творити друг с другом на монастыре в пути, удержано бо сие от святых отец», - гласит церковный Устав. Приходя в храм Божий, нужно постоянно помнить о том, что мы пришли туда, где присутствуют ангелы, святые, Божья Матерь и Сам Господь Бог: «В храме стояще, славы Твоея, на Небеси стояти мним». Поэтому, входя в храм Божий, нужно помнить слова святого первоверховного апостола Павла: «.стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (Второе послание к Солунянам, 2, 15).

Все сказанное выше освящено веками, однако в наши дни вопрос о поведении в храме стоит особенно остро. Например, можно прочесть рекомендацию святого отца, касающуюся внешнего вида и даже состояния прихожанина. Кроме того, в храм не рекомендуют приходить в состоянии опьянения, с собаками (нечистое животное, после которого храм придется заново освящать) и т. п. Особого внимания заслуживает и внешний вид женщины. Дело в том, что брюки и джинсы в наши дни стали обыденной женской одеждой. Церковь же запрещает им носить все, что она считает мужской одеждой. Святые отцы рекомендуют вспомнить о том, что в общественном месте не всегда удобно появляться в шортах или джинсах с кроссовками. Данная одежда хороша для отдыха, дискотеки и пр. В храм же лучше пойти в более скромной одежде (в юбке или платье) и не забыть взять с собой платок: ведь женщина должна находиться в храме с покрытой головой, а мужчина, напротив, должен снять головной убор.

В начало словаря