Приглашаем посетить сайт

Техника (find-info.ru)

Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь
Статьи на букву "Я"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница

Статьи на букву "Я"

ЯДАВЫ

ЯДАВЫ - потомки царя Яду из Лунной династии, основателя рода, давшего название скотоводческому племени, к-рое прославилось благодаря принадлежности к нему Кришны, жившего в детстве и юности среди пастухов. Столицей ядавов при Кришне была Дварака (Гуджарат), к-рую после его смерти поглотило море вместе со всеми обитателями.

С. Невелева

ЯДЖАМАНА

ЯДЖАМАНА - учредитель жертвоприношения, для к-рого оно совершается жрецами, профессиональными исполнителями обряда; Я. призывает их с этой целью и оплачивает их труд.

В. Эрман

ЯДЖНА (ЯДЖНЯ)

ЯДЖНА (ЯДЖНЯ) (жертвоприношение) - осн. форма ве-дийского обряда, восходящая к архаич. магич. представлениям древнейшей эпохи; жертва, приносимая богам в точном согласии с определенными правилами, неукоснительно обеспечивает исполнение желаний почитателей. Эту веру в Я. отвергает Шанкара, крупнейший философ веданты. В индуизме Я. сменяет пуджа.

В. Эрман

ЯДЖНАВАЛКЬЯ

ЯДЖНАВАЛКЬЯ - риши, с именем к-рого ассоциировалась Белая "Яджурведа" (Ваджасанея-самхита). В индуистской традиции почитался как Йогешвара ("Владыка йоги"). Один из мудрецов в "Брихадарянъяка-упанишаде".

Л. Вигасин

ЯДЖНАВАЛКЬЯ-СМРИТИ

ЯДЖНАВАЛКЬЯ-СМРИТИ - одна из дхарма-шастр, составленных в стихотворной форме. Приписывается риши Яджнавалкъе. Содержит краткое изложение всех вопросов дхармы. Делится на три раздела: о добродетельном поведении, о судебных делах, о покаянии. Судя по тому, что в Я.-с. заметно влияние "Ману-смрити" и "Артхашастры ", текст может быть датирован III-IV вв. Можно говорить о единстве авторской манеры изложения в Я.-с, видимо, не подвергавшейся многократной переработке. В XI-XII вв. Виджнянешвара написал комментарий к Я.-с. под названием "Митакшара".

Последний стал самым авторитетным памятником классич. индийского права.

А. Вигасин

ЯДЖНОПАВИТА

ЯДЖНОПАВИТА - шнур, свящ знак принадлежности к духовной традиции джайнов Шнур свивают из трех нитей, символизирующих три драгоценности (праведное знание, праведное воззрение, праведное действие), или три линии последовательности тиртханкаров прошлого, настоящего и будущего мировых периодов Свящ шнур может быть золотым (варна брахманов) или свитым из трех нитей шерсти (варна кшатриев и вайшьев) Свящ шнур вручается адепту в момент совершения учителем-гуру ритуала упанаяна

О. Горовая

"ЯДЖУРВЕДА"

"ЯДЖУРВЕДА" (Книга жертвенных изречений) - одна из четырех свящ. Вед, собрание яджусов, изречений и молитв, к-рыми сопровождается жертвоприношение и к-рым приписывается магич. сила; руководство для жрецов-адхварью. Текст "Я. " сохранился в нескольких редакциях, принадлежащих раз л. брахманским школам: "Катхака" и "Капиштхала-катха-самхита" - "северные" редакции, весьма близкие между собой и считающиеся более ранними; "южные" - "Майтраяни-самхита" и "Тайттирия-самхита"; эти четыре редакции объединяются под названием "Черная (Кришна) Я."; материал в них расположен по одному принципу, и они отличаются от пятой редакции - "Ваджасанейи-самхиты", называемой "Белой (Шукла) Я.", тем, что, кроме самих яджусов и гимнов, содержат описание обрядов, а также комментарии, называемые брахманами ("Черная Я. " представляет переход к этому циклу). "Белая Я. " состоит из 40 глав, в к-рых литургич. формулы расположены в соответствии с исполнением обряда (упорядоченнее, чем в более ранней "Черной Я.").

Содержание "Я. " целиком посвящено ритуалу, в ней находит отражение чрезвычайно сложная система обрядов древнего брахманизма, разработанная до мельчайших деталей (каждой придаются величайшая важность и символич. значение); ориентируется на ритуальный календарь, определяющий цикл годовых праздников. Предполагается, что знание тайн ритуала дает жрецу магич. власть, приравнивающую его к божеству. В "Я. " детали описываемых обрядов толкуются как символы божественных сил, стихий, отвлеченных понятий и т. п.; символизация основывается на отождествлении, восходящем к архаич. формам сознания, и нередко представляется алогичной. Язык яджусов затруднен для понимания, его характерной чертой являются магич. священные слова, лишенные конкретного значения; особенно почитается таинственный слог Ом, сохраняющий свящ. значение в последующей религиозной лит-ре. Выделяются также три "великих слова" (махавьяхрити): бхур, бхувас, свар, отождествляемые потом соответственно с землей, воздушным пространством и небом.

"Черная Я. " помимо мантр и описания обрядов содержит древнейшие повествовательные тексты - легенды, притчи, космогонич. мифы, - связанные с толкованием обрядов.

В. Эрман

ЯДЖУС

ЯДЖУС - магическое жертвенное изречение (см. "ЯДЖУРВЕДА"), одна из трех разновидностей ведийской мантры, прозаическая, в отличие от стихотворных рич и самана.

В. Эрман

ЯКОБИ (JACOBI) ГЕРМАН ГЕОРГ

ЯКОБИ (Jacobi) Герман Георг (1859, Кельн - 1937, Бонн) - выдающийся нем востоковед Учился в Берлине и Бонне, затем преподавал санскрит в ряде герм ун-тов Я - первый исследователь джайнизма, воссоздавший в своих работах общую картину джайнского учения Он перевел ряд важнейших джайнских текстов, в т ч 4 канонич текста в серии "Священные книги Востока" (на англ) и знаменитую Таттвартхадхигама-сутру Умасвати (на нем яз )

А. Терентьев

ЯКША

ЯКША (в жен. роде ед. ч. - якши, якшини) - мифич. существа, божества низшего разряда; являются хранителями царства бога богатств Куберы; преимущественно безвредны, но могут быть вовлечены в действия злых сил. Иногда считается, что Я. обитают в собственном мире - якша-лока. Якши/Якшини в кач-ве имени собственного обозначает супругу Куберы; якшини составляют и один из разрядов демониц, сопровождающих Дургу. Исторически термин Я., возможно, имел характер этнонима. В иконографии индуизма Я. и якшини чаще всего изображаются в виде прекрасных мужчин и женщин.

Н. Краснодембская

ЯКШАГАНА

ЯКШАГАНА - мистериальная танцевальная драма, возникшая в Карнатаке в XVI в.; позднее развивается также в Андхре и Тамилнаде. Как и др. формам традиционного театра Индии, Я. свойствен длительный ритуал сценических прелиминарии. В Я. играют только мужчины. Танец актеров сопровождается пением рассказчика (бхагавата), повествующего о событиях. Репертуар Я. базируется на эпосе и "Бхагавата-пуране". Для Я. характерны подчеркнуто условный грим, костюмы, головные уборы в виде массивных веероподобных тюрбанов, сходные с театром катхакали. Обязат. персонажем Я. является шут Коданги (вариант санскр. видушаки).

А. Суворова

ЯКШИНИ

ЯКШИНИ - женское божество низшего разряда. См. ЯКША.

ЯМА

ЯМА - сын Вивасвата, первый человек, умерший на земле и ставший царем загробного мира. На древность образа Я. указывает параллель в иранской мифологии (Йима, сын Вивахванта). В Ведах еще не включается в пантеон, упоминается вместе со своей сестрой Ими. Образ Я. (букв, близнец) явно восходит к мифу об изначальных близнецах, от к-рых происходит человеческий род. Я. стоит на грани мира богов и мира людей, его мать - богиня Саранью, дочь Тваштара, братья Я. - Ашвины, сводный брат - Ману. В послеведийской мифологии Я. становится богом смерти, повелителем многочисл. адов под землей (свой ад для каждого греха), судией и карателем грешников; включается в группу локапалов как повелитель Юга, страны мертвых в индуистской космографии. Я. также-Повелитель предков (Питрипати), пребывающих на небесах, где помещается золотой дворец Я. Самьямана, местопребывание праведников. Другие эпитеты Я. - Царь справедливости (Дхармараджа, иногда Я. отождествляется с Дхармой)? Кладущий конец (жизни) (Антака). Гл. атрибуты Я. - петля и жезл (данда, иногда персонифицируется). Я. подчиняется бог Мритъю (иногда с ним идентифицируемый), спутником Я. выступает также Кала, персонификация Времени. В эпосе и пуранах упоминаются слуги Я. кинкары, мучающие грешников в адах, птицеподобные посланцы Я . (ямадуты), приходящие за душами умирающих. Колесничий Я. - Рога (Болезнь). Позднее появляется образ Читрагупты, писца Я., ведущего счет добрым и дурным деяниям человека на земле. Гл. зооморфный атрибут (вахана) Я. - буйвол. Со временем значение образа Я. снижается учением о карме.

В. Эрман

ЯМИ

ЯМИ - сестра Ямы (параллель в иранской мифологии - Йимак, сестра Йимы); в гимне-диалоге "Ригведы" звучат отголоски мифа об инцесте, в к-ром оба выступают как прародители человечества. В послеведийской мифологии образ Я. почти исчезает, отождествляемый с речной богиней Ямуной.

В. Эрман

ЯМУНА

ЯМУНА (совр. Джамна) - одна из трех (наряду с Гангой и Сарасвати) наделяемых в индуизме наибольшей святостью рек Сев. Индии. Берет начало в теплых источниках на горе Бандара-пуччха в Гималаях, образует с Гангой Доаб ("Двуречье"), сливается с ней в Аллахабаде (древняя Праяга). Особую роль Я. играет в легендах о Кришне; на ее берегах расположен и родной город Кришны - Матхура, и пастушеский поселок Вриндаван, где прошли его детство и юность. В нек-рых кришнаитских сюжетах воды Я. обнаруживают свою мистич. связь или тождество с космич. водами, первозданным океаном, на к-ром во время пралаи плавает спящий Вишну-Нараяна.

Я. Васильков

ЯНТРА

ЯНТРА (букв, амулет, магический рисунок) - термин для обозначения инструментов (не в техническом смысле), помогающих в богопочитании, т. е. идолов, карт, геометрич. диаграмм и т. п.

Я. может служить:

1) для обозначения персонификации божества или к.-л. его аспекта,

2) как модель для поклонения божеству,

3) как своеобразная карта, помогающая освоить и усилить процессы внутренней концентрации и медитации.

Типичный пример индуистской Я. - т. наз. шри-янтра. Она представляет собой геометрическую фигуру, состоящую из внешнего квадрата, образованного изломанной линией и обращенного к четырем сторонам света. В него вписаны две серии пересекающихся треугольников: одна обращена вершинами вверх, другая - вниз. Треугольники обрамлены концентрич. кругами и стилизованными лепестками лотоса. Треугольники вершинами вверх символизируют мужскую творческую энергию, вершинами вниз - женскую, их переплетение - мировую гармонию В центре Я. (и одновременно в сердце адепта) помещается изображение почитаемого божества (иштадэва). Для обращения к каждому почитаемому божеству предписывается опред Я. Иногда Я гравируют на металлич. пластинках, вкладывают в небольшой цилиндр и носят как амулеты на шее, на поясе или на руке.

М. Альбедиль

ЯШОДА

ЯШОДА - супруга предводителя племени пастухов Нанды, вырастившая Кришну, когда его родная мать Дэваки, чтобы оградить его от происков захватившего царский престол их родственника Кансы, была вынуждена отослать сына из родного дома. Фигура приемной матери Кришны вписывается как важное звено в мировой цикл преданий о детстве "подкидыша" - будущего вождя-героя.

С. Невелева

ЯЯТИ

ЯЯТИ - мифич. царь Лунной династии, сын Нахуши, живым взошедший на небо. Сыновья Я . - Яду, Турвасу, Друхью, Ану и Пуру (по происхождению - этнонимы, названия древних арийских племен) - дали начало различным ответвлениям Лунного рода.

В. Эрман

Предыдущая страница