Приглашаем посетить сайт

Толстой (tolstoy-lit.ru)

Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь
Статьи на букву "Э"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Э"

ЭКАДАНТА

ЭКАДАНТА (Однобивневый) - эпитет Ганеши. Согласно одному из мифов, бивень отсек топором Парашурама, когда Ганеша помешал ему проникнуть к спящему Шиве на Кайласу. По др. версии, бивень отсек Шива, когда Ганеша не позволил ему войти в покой Парвати. Иногда говорят, что Ганеша, борясь с демоном Гаджамукхой, сам вырвал свой бивень и запустил его во врага. Считается, что он сделал это, чтобы записать им "Махабхарату". Историч. интерпретация темы одного бивня подчеркивает его параллель с простым плугом и тем связывает образ Ганеши с древними земледельч. культами. Относительно того, какой бивень был Ганешей утерян, в его иконографии определенности нет.

А. Дубянский

ЭКНАТХ

ЭКНАТХ (1553-1599) - один из наиб, радикальных, как считается, поэтов традиции варкари; представляет собой среди поэтов-сантов редкий пример значит, совпадения проповедуемых идей и мирского поведения. Род. в Пайтхане - махараштранском Варанаси - в семье брахманов, традиц. почитавших Виттхаля. Своим гуру считал суфия Дзанардану. Э. оставил огромное наследие. Издал используемый ныне вариант "Днянешвари" - поэтич. комментарий к "Бхагавадгите", созданный основоположником маратхского бхакти Днянешваром; записал биографии ранних сайтов, включая неприкасаемого Цокху Мелу; перевел с санскрита 2-ю скандху "Бхагавата-пураны", известную на маратхи как "Экнатхи Бхагавата". Создал "Рукмини-сваямвара" (1571), поэму, описывающую свадьбу Рукмини и Кришны как духовное соединение дживы и Шивы. Оставил незаконченную поэму "Бхавартха-Рамаяна", завершенную его учеником Гавабой; писал философские монографии в стихах, популяризируя принципы веданты, а так же абханги и др. песнопения, объединенные в "Экнатхигатха". Э. - автор множества бхаруд - драматич. поэм, обладающих двойным смыслом - секулярным и духовным, в к-рых птицы, собаки, неприкасаемые, проститутки, нищие и прочие являются выразителями идей бхакти.

И. Глушкова

ЭКОДДИШТА

ЭКОДДИШТА (предназначенная для одного) - разновидность шраддхи, заупокойного обряда; имела целью приобщение усопшего, пребывавшего в состоянии преты (неупокоенного бесплотного духа), к сонму "отцов" (питри). Покойного "кормили" рисовыми клецками (пинда), что должно было способствовать обретению им нового, "тонкого" тела. В теч. 10 дней после кремации в результате приношения клецок пинда у покойного, как считали, каждый день появлялась новая часть "тонкого" тела: в 1-й день - голова, затем глаза, уши, нос и т. д. На 10-й день новое тело мыслилось созданным, на 12-й день (или через полтора месяца - в том случае, если покойный не был брахманом, поддерживавшим при жизни священный огонь) особой церемонией отмечалось приобщение покойного к сонму питри, после чего его "кормили" уже не персонально, а в ходе общей шраддхи для всех "праотцев".

Я. Васильков

ЭЛЕФАНТА

ЭЛЕФАНТА - пещерный храм VI-VIII вв. на острове Элефанта (против гавани Бомбея). Образец брахманской скальной архитектуры. До XVI в. был одним из главнейших культовых центров Индии. После разрушения португальцами утратил свое значение. Гл. святилище в пещерном комплексе - храм Брахмы. Элефанта знаменита выдающимися скульптурными памятниками. Один из них изображает Шиву - Махешварамурти - бюст с тремя головами, обращенными ликами в разные стороны. Большой храм Шивы высечен в скале в зап. части о-ва на высоте 76 м над уровнем моря.

М. Альбедиль

ЭЛЛОРА

ЭЛЛОРА - комплекс храмовых скальных сооружений (примерно в 100 км от Аджанты). В период с V по VIII в. здесь было высечено более 30 пещерных храмов, большая часть к-рых - индуистские.

Жемчужиной Э. является храм Кайласанатха. Гора Кайласа считается обителью Шивы, и потому пирамидальные башни храма воспринимаются как ее символ. Вместе со святилищем, залом, колоннами, входами храм высечен из цельного сплошного скального массива и украшен изумительными фигурами и сценами, к-рые дают основания считать памятник образцом пластического и живописного искусства мирового значения. По площади храм приблиз. равен Парфенону, а по высоте в полтора раза превосходит его. Храм был выстроен при Кришне II из династии Раштракутов (2-я пол. VIII в.).

М. Альбедиль

ЭПОС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница