Приглашаем посетить сайт

Тургенев (turgenev-lit.ru)

Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь
Статьи на букву "Х"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Х"

ХАВИС

ХАВИС - приношение или возлияние на жертвенный огонь, жертвенная пища, обычно - молоко, топленое масло, лепешки, зерна и т. п.; иногда под X. подразумевается и сома.

В. Эрман

ХАЛИСТАН

ХАЛИСТАН - произв. от "хальса". В ходе борьбы за независимость Индии в 1940 конференция Акали дал приняла резолюцию с требованием в случае раздела Индии на доминионы создать особое сикхское гос-во X. на территории Пенджаба. С тех пор радикальное требование создания Азад Пенджаба, Сикхистана, Халистана активно используется идеологами сикхского сепаратизма.

ХАЛЬСА

ХАЛЬСА (от арабск. чистый) -название, данное гуру Гобинд Сингхом сикхской общине, принявшей его нововведения. Гобинд Сингх провел в жизнь крупнейшую реформу сикхизма и создал по-новому организованную сикхскую общину - X. X. - воинственное, бескастовое, готовое к самопожертвованию братство сикхов. Первое посвящение в X. Гобинд Сингха произошло 30 марта 1699. С этого времени в сикхской общине выделяются два основных подразделения: X. и сахадждхари. Приняв посвящение, пройдя специальную церемонию, верующий сикх становится членом X. и отныне имеет право посещать самые свящ. места сикхов. Все члены X. - мужчины получают дополнение к имени (нечто вроде единой для всех фамилии) - Сингх ("лев"), в знак равенства независимо от касты. Члены X. должны носить пять эмблем принадлежности к X. (см. ПЯТИ "К" ПРАВИЛО) и соблюдать обязательные заповеди: не стричь волос; воздерживаться от курения, употребления алкоголя и др. интоксикантов; не есть мяса животных, убитых обескровливанием, как это делают мусульмане (надо употреблять мясо животного, убитого одним ударом); воздерживаться от интимных отношений с мусульманками. Принадлежность к X. означает принятие сикхом идеи гуру Гобинд Сингха о том, что "Ади Грантх" стала вечным гуру сикхов, а сами сикхи должны помогать слабым, бороться с угнетателями, верить в единого бога и считать всех людей равными независимо от касты. См. также ПАНТХ.

Е. Успенская

ХАМСА

ХАМСА (Гусь) - в Ведах - зооморфное божество плодородия, ассоциирующееся с Солнцем, в упанишадах иногда выступает как символ Атмана, позднее также знания, космического дыхания (прана), устремления духа верующего к Брахману. Гусь - вахана Брахмы. См. ПАРАМАХАМСА.

В. Эрман

ХАНУМАН

ХАНУМАН - обезьяний царь, способный изменять облик по желанию; сын Ваю; приходится братом одному из героев "Махабхараты" - Бхимасене, согласно его "небесной" родословной. В "Рамаяне" это соратник Рамы в борьбе с демоном Раваной за возвращение похищенной тем супруги героя Ситы. Мудрость и чудесные подвиги X. (его прыжок через океан, поджог столицы ракшасов Ланки и т. д.) - излюбленные темы инд. культуры. Истоки образа, возможно, лежат в аборигенных слоях индуизма (древнее зооморфное божество). См. ЖИВОТНЫХ КУЛЬТ.

С. Невелева

ХАР КРИШАН

ХАР КРИШАН - гуру (1656-1664) восьмой сикхский гуру, сын и преемник гуру Хар Раи. Был еще маленьким мальчиком, когда стал гуру после смерти отца в 1661. Вскоре после этого X. приехал в Дели посетить двор падишаха Аурангзеба, но неожиданно заболел оспой и умер. Его преемником стал гуру Тегх Бахадур, брат деда X.

Е. Успенская

ХАР РАИ

ХАР РАИ - гуру (1630-1661) - седьмой сикхский гуру, внук и преемник гуру Харгобинда. Больших военных конфликтов с Моголами при X. не было, но идейное противостояние продолжалось и отличалось большой напряженностью и драматичностью. X. сумел сохранить позиции сикхской общины, он имел возможность укрепить ее в духовном отношении - X. Р. и его ученики вели большую миссионерскую работу, проповедуя учение сикхизма.

Е. Успенская

ХАРА

ХАРА (несущий, приносящий, захватчик, разрушитель) - эпитет Шивы. См. ХАРИХАРА.

ХАРДВАР

ХАРДВАР (Врата бога) - центр паломничества в Сев. Индии (штат Уттар-Прадеш), расположенный в том месте, где Ганга сворачивает с Гималаев в долину. Эта географич. особенность придает X. особую святость в глазах индусов. X. нередко называют северным Варанаси. Каждые 12 лет в X. проводится Кумбхамела, грандиозное празднество и массовое омовение (происходит раз в три года попеременно в X., Аллахабаде, Насике и Удджайне), привлекающее миллионы паломников со всей Индии. К наиб, почитаемым святыням в X. относятся скала с вмятиной, которая считается отпечатком ноги Хари (Вишну), и храм Дакшешвара; последний воздвигнут там, где, по преданию, Дакша совершал жертвоприношение. Шива, муж дочери Дакши, Сати, не был приглашен тестем на торжественный обряд, и Сати, чтобы смыть оскорбление, нанесенное Шиве ее отцом, совершила ритуальное самоубийство.

Из X. берут начало дальние и ближние маршруты паломников: дальние в глубь Гималаев, в Кедарнатх и Бадринатх, ближние - вдоль Ганги, в части, в Ришикеш (24 км к сев. от X.), где расположены ашрамы мн. международных гуруистских и йогических орг-ций.

Р. Рыбаков

ХАРИ

ХАРИ (возможно, от "хри" - уносить, освобождать) - эпитет Вишну-Кришны. См. ХАРИХАРА.

ХАРИБХАДРА СУРИ

ХАРИБХАДРА СУРИ - известный философ, логик, историк. Родился в г. Читракута (совр. Читоргарх) в Раджастане, по-видимому, в начале IX в. в семье брахмана и получил прекрасное классич. образование. Изучал он и другие системы мысли, его известный комментарий на "Ньяяправеша" Дигнаги донес до нас санскритский оригинал этой жемчужины буддийской логики. Уже в зрелом возрасте он был побежден на диспуте джайнской монахиней Якини, обратился в джайнизм и стал ее учеником. Поэтому X. часто называют Якинипутра - "сын Якини" для отличения от другого X., жившего в VI в. X. писал на пракрите и санскрите и создал, согласно традиции, 1444 работы. Важны его труды по джайнской йоге: "Йогабинду" и "Йогадриштисамуччая". Известный историкофилософский трактат X. "Шаддаршана-самуччая" переведен на русский язык.

А. Терентьев

"ХАРИВАМША"

"ХАРИВАМША" ("Родословие Хари (т. е. Вишну)") - вишнуитский текст, считающийся по традиции дополнительной, 19-й книгой "Махабхараты", но в действительности относящийся к более позднему периоду и стоящий ближе всего к нек-рым пуранам. В первой из трех частей X. содержатся повествования о сотворении мира, а также родословные богов и земных царей, прежде всего - царского рода племени ядавов, в к-ром суждено родиться Кришне. Вся вторая часть посвящена рассказу о жизни и деяниях Кришны; в третьей как бы предсказываются ужасы грядущего (в действительности на момент создания X. давно уже наступившего) последнего века - Кали-юги. Всего в X. насчитывается 16 374 шлоки. Осн. значение X. состоит в том, что она дает одну из гл. классич. версий легендарной биографии Кришны.

Я. Васильков

ХАРИДЖАНЕ

ХАРИДЖАНЕ (люди бога) - эвфемизм для членов неприкасаемых каст в Индии, введенный М. К. Ганди в начале 30-х гг. XX в., чтобы подчеркнуть необходимость борьбы за их права. Сейчас практически синоним "зарегистрированных", или "списочных", каст.

Л. Алаев

ХАРИХАРА

ХАРИХАРА - божество, в к-ром сливаются черты двух гл. богов индуизма - Вишну (одно из его имен - Хари) и Шивы (называемого также Хара). Образ X. и поклонение ему получили широкое распространение в эпоху бхакти, особенно в Махараштре. По-видимому, имеются разл. иконографич. традиции в передаче того образа: иногда прямое сочетание черт Вишну и Шивы, иногда - особый персонаж (напр., в виде стоящего подбоченясь человека в шапке).

Н. Краснодембская

ХАТХА-ЙОГА

ХАТХА-ЙОГА (этимологически "йога с натугой", а символически "йога (гармонизации) Солнца и Луны (как токов праны и типов энергии)") - методы йоги связанные с преобразованием праны в теле, очищением ее потоков. Принадлежат шиваитской традиции; предназначены для последующего совершенствования и интеграции духа в уже подготовленном и очищенном теле (в т. ч. тонком), т. е. считаются подготовительным этапом раджа-йоги. Методы Х.-й. включают в себя: диетич. предписания, процедуры физич. очищения органов дыхания, пищеварения, глаз, кожи и др.; техники запирания потоков праны (бандхи), многочисл. сложные асаны, пранаямы, мудры для пробуждения кундалини. Для успеха требуется интенсивная практика (по нескольку раз в сутки) в течение продолжительного времени. Происходящие попутно физиологич. изменения ставят научную медицину в тупик, но вполне засвидетельствованы. В совр. культуре Х.-й. нередко профанируется и используется для достижения долголетия, здоровья, силы, что с традиционной т. зр. само по себе безразлично. Такая мирская Х.-й. может давать мирские результаты, но считать ее духовной традицией уже нельзя. Гл. тексты по Х.-й.: "Гхеранда-самхита", "Шива-самхита", "Хатхайога-прадипика".

А. Парибок

ХАЯГРИВА

ХАЯГРИВА (букв, с лошадиной шеей) - один из дайтъев, противников богов, укравший Веды при гибели мира в конце одной из прошлых кальп. Чтобы отыскать их, Вишну принял аватару Рыбы (матсъя) и одолел X. В то же время иногда именем X. называется и одна из манифестаций самого Вишну: в этом облике он сражался с дайтьями Мадху и Кайтабха, чтобы вернуть похищенную ими Веду. X. - это также имя одного из ракшасов, он же - персонаж тантрич. буддизма.

Н. Краснодембская

ХЕДГЕВАР, КЕШАВРАО БАЛИРАМ

ХЕДГЕВАР, Кешаврао Балирам (1889-1940) - индийский обществ, деятель, основатель правой коммуналистской орг-ции Раштрия сваямсевак сангх - Союз добровольных защитников Родины (РСС). Участвовал в 20-е годы в национально-освободит. движении, дважды арестовывался британской администрацией; однако уже с 1922 открыто выступает против линии М. К. Ганди (прежде всего по вопросам ненасильственного сопротивления) и постепенно переходит на антимусульманские шовинистич. позиции. В 1925 в доме X. на собрании немногочисл. его единомышленников создается РСС. В кач-ве ее вождя X. большое внимание уделял разжиганию ненависти к мусульманам и соответствующей индокринации молодежи и подростков, составивших впоследствии костяк руководства РСС. X., несомненно, обладал организационными способностями, и к концу его жизни возглавлявшаяся им орг-ция выросла с 5 до 100 000 чел. и стала заметной политич. силой. РСС и в наст. вр. в своей деятельности придерживается принципов, заложенных ее основателем.

Р. Рыбаков

ХЕМАЧАНДРА

ХЕМАЧАНДРА (1089-1173) - известный джайнский писатель и ученый; родился в г. Дхандхука, недалеко от Ахмедабада. Отца звали Чачига, мать - Пахини. Отданный матерью в монахи в раннем детстве, X. завершил образование к 21-му году, и тогда его первонач. имя Чачига было заменено на религ. имя X. Сури. X., получивший впоследствии прозвище Каликала Сарваджня - "Всеведущий века Кали", стал одним из величайших писателеи-шветамбаров. Традиция говорит, что он создал 30 млн работ, и, действительно, трудов X. сохранилось очень много. Большое значение, в части., придается его "Йогашастре" и "Праманамимансе".

А. Терентьев

ХИНДУ МАХА САБХА, ХМС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХИРАНЬЯГАРБХА

Золотой зародыш; согласно ведийским текстам, рождается силой тепла в первозданных водах и из него происходит вселенная (см. ВЕДЫ); отождествляется с богом-творцом Праджапати, позднее - с Брахмой (Брахма рождается в первозданном Золотом яйце). X. становится одним из имен бога-творца. См. также БРАХМАНДА.

В. Эрман

ХОЛИ

ХОЛИ - инд. новогодний праздник, справляемый в полнолуние месяца пхальгуна (февраль-март), но изначально, по-видимому, связанный с весенним равноденствием. Обычная продолжительность - 3 дня. Центр, момент 1-го дня - сожжение огромного чучела или украшенного дерева; бывает, что при этом разл. селения или кланы состязаются за овладение висящими на дереве предметами. Иногда практикуются прыжки и прогон скота через огонь, а также хождение по угольям. На 2-й день прежде было обычным вращение участников вокруг столба на крюке. Иногда в этот день качают на качелях статуи богов. Устраиваются также игровые "битвы" между мужчинами и женщинами. 3-й день часто ознаменован торжеств, процессией во главе с "царем". На протяжении 2-го и 3-го дней участники посыпают друг друга цветным порошком, поливают подкрашенной водой или просто бросаются грязью. В обрядности X. присутствуют оргиастические элементы. В разных областях Индии этот архаич. обряд по-разному привязывается к мифологии индуизма. Древнейшая из известных индуистская интерпретация трактует X. в связи с мифом о сожжении Камы взглядом Шивы. На сев. Индии обряд нередко связан с легендами о Кришне и его играх с гопи, но чаще всего - с мифом и именем демоницы Холики, противницы Вишну, к имени к-рой и восходит совр. название праздника; чучело ее сжигается в праздничном костре.

Я. Васильков

ХОМА

ХОМА - один из видов ведийского жертвоприношения богам, обряд возлияния очищенного масла на огонь.

В. Эрман

ХОТАР

ХОТАР - один из четырех гл. жрецов на жертвоприношении сомы, читающий гимны "Ригведы", восхваляющие богов и призывающие их на обряд (с тремя или шестью жрецами-помощниками).

В. Эрман

ХРАМ ИНДУИСТСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХРАМОВАЯ СЛУЖБА

Утренняя служба начинается в 6.30. Пуджари (храмовый служитель) после совершения омовения открывает храм. При этом он произносит слово "ниссахи", формулу, к-рая свидетельствует о том, что он оставил мир и все мирское позади. Пуджари приводит в порядок храмовые помещения, обязательно окрашивает специальной пастой тело тиртханкара. Затем он совершает жертвоприношение перед изображением свастики и поклонение всем тиртханкарам. Далее, приняв позу "йогамудрасана", он повторяет гимны и мантры. В конце богослужения пуджари звонит в колокол победы и покидает храм, говоря "ависсахи", что означает его возвращение в мир. Второе богослужение начинается в 10 ч. утра. Совершив обязательное омовение, пуджари, прикрыв тело чистым белым платом, входит в храм. Он вновь совершает омовение статуй, подносит им священную пищу (панчамрита), еще раз совершает очищение всех изображений, читая при этом мантры. В это время совершается жертвоприношение цветами и подношение свастике. По окончании службы пуджари звонит в колокол и покидает храм. Вечерняя служба проста. Пуджари вступает в храм, зажигает лампы и курения. Лампу с пятью светильниками он подносит статуе божества, читает мантры, звонит в колокол и уходит, произнося формулу "ависсахи". Различия в проведении храмовых ритуалов касаются различия школ. В нек-рых школах возможно участие мирян в открытых обрядах почитания. Особые храмовые ритуалы связаны с созданием свящ. образов джин. Обряд создания (пратиштха) предваряется многочисл. приготовлениями. Место, где будет создаваться свящ. изображение, очищается. Затем астролог выбирает благоприятное время для проведения церемонии. После завершения создания свящ. образа его обмывают и праздничная процессия сопровождает его в храм. Во время ритуала явления божества совершают поклонение покровителям сторон света. Глава ритуала освящения именуется "пратиштха-гуру". Священнодействие начинается с церемонии бхутабали (разбрасывания ритуального печенья), на к-рую приглашаются духи и божества: бхута, прета, пишачи, гандхарвы, якши, ракшасы, киннары, веталы, чтобы они вкусили жертвенных даров. После чтения мантр поклоняются благим божествам. В этот момент совершают омовение свящ. изображения. В храме всем божествам подносят благое питье, гирлянды цветов.

Пуджа, сопровождаемая чтением мантр и гимнов, длится 8 дней. Подобные церемонии могут происходить при почитании изображений разл. божеств, перед янтрами или иными свящ. символами. Близкие по типу ритуалы проводятся при обновлении свящ. образов. В особых случаях вывешивают культовые флаги с разл. эмблемами. "Ади-пурана" описывает 10 видов таких флагов для каждого тиртханкара, для владык сторон света всего 108, а для почитания первого тиртханкара, Ришабхи, вывешивают 4320 флагов. Раз в году происходит специальная храмовая процессия - ратхаятра, памятование о процессии мирового монарха Махападмы, покровителя тиртханкаров, гл. покровителя джайнизма.

О. Горовая

Предыдущая страница Следующая страница