Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "И"
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ИЛА (или Ида) - дочь Ману, сотворенная им из жертвоприношения после потопа и продолжившая человеч. род на земле. Жена Будхи (олицетворения планеты Меркурий), мать Пурураваса, родоначальника Лунной династии (Бхаратов). В. Эрман |
ИНД - см. СИНДХУ. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ИНДРАПРАСТХА - основанная Пандавами столица их части царства, локализуемая на территории совр. Дели, один из районов к-рого носит это название, отражающее древние индраитские ассоциации совокупного образа героев "Махабхараты". С. Невелева |
ИНДРИЯ (от корня "инд" - властвовать) - органы или инструменты сознания и воления; общефилософское понятие, разно интерпретируемое в даршанах. В ньяя-вайшешике признается 6 органов: обоняние, орган вкуса, зрение, кожа (орган осязания), слух и манас. Каждый из первых 5 составлен из атомов одной из материальных первостихий: слух - просто из эфира, т. к. эфир - акаша - неатомарен; обоняние - из атомов земли, вкус - воды, зрение - жара, огня, осязание - ветра. В санкхъе И. возникают из самосознания (ахамкара), когда из 3 гун преобладает саттва. При доминировании тамаса образуются соответствующие каждой И. объекты. Наряду с теми же 5 И., именуемыми познавательными, вводятся 5 "действующих" - орган манипуляции (руки), локомоции (ноги), говорения (рот), выделения (задний проход) и размножения. Близко понимание И. в веданте. В буддийской философии перечисляются и И. удовольствия, страдания и пр. Помимо теоретич. значения понятие об И. важно в практике йоги, т. к. она невозможна без отвлечения И. от их объектов, без "втягивания их в себя". А. Парибок |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ИТИХАСА (букв, именно так и было) - первонач. - обозначение нарративного жанра, противополагаемого ведийской поэзии гимнов и заклинаний, также используемого, однако, во время религ. церемоний; в древней экзегетической лит-ре, начиная с брахман, означает "традиция", "рассказ о минувшем". В самоназвании "Махабхараты ", в част., тесно сближается с понятием "пурана" в значении "старина", образуя комплексное понятие, в составе к-рого "И. " восходит к традиционному пониманию абсолютной достоверности героич. событий прошлого, а "пурана" указывает на восприятие древнего как сакрального. С. Невелева |
ИШВАРА - имя или термин, обозначающий в индуизме личного бога, создателя вселенной (переводится как "Господь" или "Владыка"); концепция И. и есть то, что позволяет говорить о монотеистич. тенденции или монотеистич. уровне в индуизме. Исходное значение слова - "владетель", "обладатель"; в Ведах оно выступает как умилостивительный эпитет, обращаемый к разным богам ("владеющий", т. е. "способный дать", потенциальный даритель - прежде всего счастливой доли, судьбы). Через значение "бога личной судьбы" (в эпосе И. иногда тождествен богу судьбы Дхатри) семантика И. эволюционирует до значения монотеистич. "Господа" (очень сходную эволюцию претерпела семантика и др. термина, обозначающего "Бога", - "Бхагават", в первонач. значении: "владеющий (счастливой) долей"). В филос. системе йога И. тождествен Пуруше - высшему "Я" , к-рое в отличие от других пуруш не вовлекается в игры природы (пракрити) и не затрагивается аффектами, действиями с их кармическими плодами и т. п. В философии веданта И. - активная манифестация пассивного Абсолюта - Брахмана. В ряде индуистских традиций все боги, включая величайших - Шиву, Вишну, Брахму, осознаются культурной элитой как формы И. В шиваизме верховный бог значит, чаще определяется термином "И." , чем в вишнуизме. Концепция личного бога-творца (ишвара-вада) не раз подвергалась ожесточенной критике со стороны философов - буддистов и сторонников иных нетеистических учений (ниришвара-вада). Внутри самой индуистской философии острая полемика велась по вопросам соотношения воли И. с действием закона кармы и ответственности И. за творящееся в мире зло. Я. Васильков |
ИШВАРАКРИШНА (III в. н. э.) - автор "Санкхья-карик", старейшего сохранившегося текста классич. санкхьи. Ближе неизвестен. А. Парибок |
ИШТАДЭВАТА - см. АБХИШТАДЭВАТА. |