Приглашаем посетить сайт

Биографии (biografii.niv.ru)

Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь
Статьи на букву "Г"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г"

ГАНА

ГАНА (др.-инд. толпа, множество, совокупность, группа, обшина и т. д.) - 1) В древней Индии термином Г. обозначали разного рода объединения корпоративного гипа: общинный коллектив как осн. единицу обществ, устройства, позже государств, образования республиканского гипа и высший орган власти (совет) в этих республиках; орг-ция по типу Г. (общин) оказала сильное влияние на устройство буддийских и джайнских монашеских орденов, корпораций ремесленников и т. п.

В др.-инд. мифологии Г. - замкнутая группа (община) божеств (обычно низших богов и полубогов), в к-рую входило 9 классов мифологич. персонажей: адитьи, вишвы (Вишведэвы), васу, тушиты, абхасвары, анилы, махараджики, садхьи, рудры. Эти низшие боги выступали как помощники Шивы и возглавлялись Ганешей - их предводителем, сыном Шивы и Парвати. Ганеша - не столько хозяин и властитель божеств. Г., сколько посредник между нею и Шивой. Божества, образующие Г., собираются на Гана-парвате (букв, гора Г.), к-рая является местом их обитания. Указанные 9 божеств, групп, возможно, послужили прообразом 9 ган риши при архате (божественном мудреце) Махавире. 2) Группы созвездпй-накшатр, разделенных на три класса, соотнесенных с богами, людьми и ракшасами. С т. зр. астрологии рождение под созвездием, входящим в ту или иную гану, многое определяет в судьбе человека и, в части., учитывается при составлении астрологич. прогноза перед вступлением в брак.

В. Топоров,

А. Дубянский

ГАНАПАТИ

ГАНАПАТИ (Предводитель множества) - эпитет нек-рых богов (Брихаспати, Индра, Шива), но преимущественно - Ганеши.

А. Дубянский

ГАНАПАТЬЯ

ГАНАПАТЬЯ - возникшая в средние века секта, члены к-рой поклонялись Ганеше как верховному богу и рассматривали прочих богов, в т. ч. Брахму, Вишну, Шиву, как его воплощение.

А. Дубянский

ГАНГА

ГАНГА - свящ. река индуизма и персонифицирующая ее богиня. Как река Г. впервые упоминается в поздней X мандале "Ригведы", в роли почитаемого божества является впервые в "Артхашастре". В функции гл. священной реки индоариев сменяет ведийскую Сарасвати, заимствуя у нее, в части., миф о нисхождении с небес. В индуистском мифе Г. нисходит на землю по просьбе царя Бхагиратхи, с тем чтобы оросить прах его предков, без чего они не могут обрести посмертное блаженство. Падающую с небес Г. принял на свою голову Шива, чтобы она не сокрушила своей тяжестью землю; поэтому богиню Г. часто изображают сидящей на голове (в волосах) Шивы. Основная мифологич. идея, связанная с Г., состоит в том, что ее воды, касаясь останков умершего, даруют его душе блаженство в небесном мире или религ. спасение. Индуисты стремятся умереть и быть кремированными близ Г., чтобы их прах мог быть брошен в святые воды. Особо почитаемое место кремации находится на гхатах Варанаси (Бенареса). Воды Г. считаются также очищающими от грехов и исцеляющими от болезней, поэтому миллионы паломников и совершают в них ритуальные омовения; наиб, знаменитые места таких омовений - тиртхи - находятся, помимо Варанаси, в Хардваре, Аллахабаде (Праяге), Сагаре (при впадении Г. в океан). Богиня Г. изображается восседающей на макаре, в руках у нее - сосуд, наполненный водой, и лотос.

Я. Васильков

ГАНДИ, МОХАНДАС КАРАМЧАНД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГАНДХАРВЫ

ГАНДХАРВЫ - класс духов или полубогов. Параллели в мифологиях других индоевроп. народов (напр., памирск. жиндуры, греч. кентавры) свидетельствуют о том, что данная мифологема восходит, по-видимому, к общеиндоевроп. эпохе. Образы небесного духа Гандхарвы, связанного с сомой, в Ригведе и водного демона Гандаревы, связанного с хаомой, в Авесте - представляют собой, вероятно, результат некоей жреческой религ. реформы в индо-иранский период. Изначально присутствовавшие в архаич. мифологии индоариев множественные образы Г. во мн. своих чертах предопределены, возможно, ритуальной практикой половозрастных объединений неженатых юношей. Г. - юные, длинноволосые танцоры, певцы и музыканты, веселящиеся вместе со своими подругами - апсарами в "доме собрания" Индры на небесах. Есть легенды о связях любвеобильных Г. со смертными женщинами (по-видимому, "любовной связью" с Г. объяснялись нек-рые психические расстройства у женщин). Г. дали название др.-инд. теории музыки ("Г.-веда") и одному из видов брака ("брак по обряду Г.", возможно, в исходе: брак между юношей и девушкой, прежде уже вступившими в добрачную связь в молодежном половозрастном объединении).

Я. Васильков

ГАНЕША

ГАНЕША (Ганапати) - Властитель группы божеств, ганы, один из наиб, любимых и почитаемых богов, старший сын Шивы и Парвати. Изображается в виде маленькой фигуры с короткими руками и ногами, толстым животом и головой слона. Рождение Г. излагается в мифах по-разному. Известна, напр., история о том, как Парвати из грязи и благовоний слепила человека и, омыв его в водах Ганги, поставила перед входом в свои покои. Когда появился Шива, новый страж преградил ему путь, и Шива тут же в гневе отрубил ему голову. Увидев, что Парвати в отчаянии, он обещал ей приладить к туловищу голову того, кто первым попадется ему на глаза. Таковым оказался слон. Несомненно, что на становление культа Г. оказало влияние почитание слона, известное в Индии с древности, но первоначально Г. связи со слоном не имел, а был просто одним из ганы, к-рого Шива, иногда сам именуемый Г. или Ганапати, поставил предводителем над другими. С этим образом затем слились четыре винаяка, выделившиеся из одноименной группы существ, подобных гана, но более злых. Гапаиатя-Винаяка стал божеством, к-рое одноврем. и создает препятствия человеку, и устраняет их. Культ Г. сложился, видимо, в послеэпич. Эпоху (ни в "Махабхарате", ни в "Рамаяне" он не появляется), а первые его изображения в том виде, в каком он известен сегодня, относятся примерно к V в. н. э. После этого Г. как бог-устранитель препятствий, благой покровитель любых начинаний, стремительно набирает популярность. Он становится воплощением мудрости и образованности, патроном искусств и лит-ры. Возникает миф, согласно к-рому Ганеша записал текст "Махабхараты" под диктовку ее мифич. Автора - Въясы. По одной из версий, он вырвал свой бивень и использовал его в кач-ве палочки для письма, отчего заслужил прозвище Экоданта (Однобивневый). Вахана Г. - крыса или мышь, в к-рую обратился поверженный им демон Гаджамукха. В многочисл. храмах Г. особо отмечается чатуртти - четвертый день светлой половины месяца. А чатуртти в месяце бхадра (август-сентябрь) - большой праздник, посвященный Г. В Махараштре его отмечают в течение десяти дней.

А. Дубянский

ГАРБХАГРИХА

ГАРБХАГРИХА (держатель зародыша, матка) - святая святых индуистского храма, содержащая образ бога. Это - маленькое темное помещение, как правило, квадратное в плане. Его форма восходит к укхе, глиняному кубическому сосуду, в котором переносили огонь в ведическом ритуале. Над Г. возвышается основное тело храма, вимана, понимаемое как мировая ось, проходящая через Г. В некоторых храмах под Г. сооружается еще одна, подземная, Г., совершенно закрытая и недоступная. Она символизирует абсолютную божественную ценность, не воспринимаемую простыми смертными.

А. Дубянский

ГАРУДА

ГАРУДА (ведийское имя - Гарутман, Крылатый) - царь птиц, ездовая птица-вахана Вишну солярной природы; в мифе о пахтании океана богами и демонами - похититель амриты у нагов, хтонических демонов-змеев, своих врагов. Обычно изображается как орел с человеческим туловищем.

С. Невелева

ГАРХАПАТЬЯ

ГАРХАПАТЬЯ - огонь домохозяина (грихастха), переходящий от отца к сыну, один из 3 свящ. жертвенных огней, от к-рого возжигаются другие.

В. Эрман

ГАУДАПАДА

ГАУДАПАДА - учитель Говинды, наставника Шанкары. Жил, по преданию, в VI или VII в. Труды Г. содержат первое систематич. изложение и истолкование философии адвайта-веданты. Жил в период распространения буддизма, поэтому нек-рые высказанные им идеи близки взглядам мадхьямиков.

М. Альбедиль

ГАУРИ

ГАУРИ (Светлая) - одно из имен Великой Богини, супруги Шивы, в ее благой ипостаси.

В. Эрман

ГАЧЧХА

ГАЧЧХА - группа, братство или содружество монахов и мирян у драшнов-шветамбаров. Их основателями чаще всего становились известные монахи. Образование Г. началось приблизит, в XI в. и продолжалось о XIII в. По преданию, было создано всего 84 Г., но в наст, вр. известны лишь три: Кхаратара-г., Тапа-г., Анчала-г. Большинство джшнов-шветамбаров принадлежит к первым двум Г. Между ними нет серьезных доктринальных расхождений.

М. Альбедиль

ГАЯТРИ

ГАЯТРИ (букв. песня) - в др.-инд. мифологии жена Брахмы и мать четырех Вед, а также "дваждырожденных" (или трех высших варн); иногда Г. представляют в виде птицы. Согласно традиции, Г. - жизненное дыхание. Г. персонифицирует также ведийский стихотворный размер (три стиха по восемь слогов) и священный отрывок гимна "Ригведы", к-рый брахман должен мысленно повторять во время утренней и вечерней молитвы (см. САВИТРИ).

В. Топоров

ГИРНАР

ГИРНАР - свящ. гора (чуть выше 1 км) около Джунагадха в Саураштре. Славится большим количеством джайнских храмов. Самый известный среди них посвящен Неминатху, 22 тиртханкару. Построен в XII в.

М. Альбедиль

"ГИТАГОВИНДА"

"ГИТАГОВИНДА" ("Воспетый (в песнях) Говинда ") - популярная среди индуистов санскритская поэма на кришнаитский сюжет. Создана Джаядэвой, придворным поэтом бенгальского царя Лакшманасены (1179-1206). В основу "Г. " положен эпизод любовных отношений Кришны и Радхи: ревнивая ссора, вызванная весенними плясками Кришны с пастушками; страдания героини, затем героя; движение к примирению, новая измена Кришны, новая вспышка ревности и окончательное примирение. Хотя поэма включает гимны Кришне (две песни, прославляющие Вишну-Кришну и его аватары в начале первой главы, гимны-благопожелания в концовках всех двенадцати глав), в самом сюжете божественность героя никак не акцентирована. Это вызывает сомнение в изначально релит, характере "Г." . Более того, структурные особенности поэмы, сближающие ее с песенной драмой, позволяют предположить в ней произведение, написанное в традициях женского придворного театра с характерным для него тяготением к эротическим темам и к сценич. формам, основанным на сочетании танца, песни и декламации. Восприятие "Г. " как религ. поэмы восходит, возможно, к Чашпанье и его окружению (в любом случае - к поре формирования североиндийского бхакти). Именно в это время популярность поэмы резко возрастает, а фигура ее создателя начинает обрастать легендами, рисующими его преданным бхактом Кришны. В 1499 исполнение "Г. " вводится в церемонию богослужения в храме Джаганнатха в Пури. С нач. XVII в. Джаядэва приобщается к сонму великих вишнуитских святых.

Ю. Алиханова

ГОБИНД СИНГХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГОВАРДХАНА

ГОВАРДХАНА - название горы в окрестностях Матхуры, с к-рой связан один из важнейших эпизодов в мифологич. биографии юного Кришны: он запретил пастухам справлять ежегодное празднество Индры, а вместо этого велел поклоняться горе Г. и себе самому как божеству этой горы. Разгневанный Индра принялся заливать пастухов потоками дождя, но Кришна на одном пальце поднял гору Г. высоко над головой и держал ее, как огромный зонт, под к-рым пастухи с их стадами семь дней и ночей укрывались от ярости бога дождя. В конце концов посрамленный Индра признал главенство Кришны. Миф о горе Г. отразил историч. конфликт между культом ведийского Индры и нарождающимся культом индуистского великого бога. В память об этом эпизоде во время праздника Дивали в сельских районах (особенно в Брадже) проводится Говардхана-пуджа. Сооружается гора из навоза и украшается фигурками пастухов и коров. Пуджа сопровождается плясками и пением гимнов Кришне в образе Гиридхара (Держащего гору).

Я. Васильков

ГОВИНДА

ГОВИНДА (Пастух) - имя Вишну-Кришны, связанное с солярностью ("коровы" в "Ригведе" - тучи или солнечные лучи), а также со скотоводч. мотивами. См. также ГОПАЛА (ГОПАЛ).

С. Невелева

ГОКУЛЬ

ГОКУЛЬ (букв, семейство, стадо коров) - город на р. Ямуна в Брадже, недалеко от Матхуры. Здесь, согласно кришнаитскому мифу, провел детские и юношеские годы Кришна. В Г. жил и проповедовал Валлабхачаръя, здесь находится руководство созданной им общины пушти-марг.

А. Дубянский

ГОЛOKA

ГОЛOKA - мир коров, в поздней индуистской космологии, оперирующей множеством надземных и подземных миров, - "небо" Кришны, бога, образ к-рого тесно связан со скотоводч. мотивами.

С. Невелева

ГОЛВАЛКАР, МАДХАВ САДАШИВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГОПАЛА (ГОПАЛ)

Пастух, одно из имен Кришны, отражающее его связь с пастушескими племенами. Об истоках образа Кришны-Г. известно мало. Вероятно, один из них - доарийское божество земли, гор, ручьев. В части., почитался как якша горы Говард хана. Эпосу Кришна-Г. не известен, он появляется лишь в "Харивамше", "Вишну-пуране" и "Бхагавата-пуране". В последнем тексте Кришна - предводитель ядавов и Кришна - пастух из Гокуля объединяются. Здесь уже представлен миф о детстве Кришны в Гокуле и о его любовных играх с пастушками-гоАш. В поэзии этот миф впервые находит отражение в тамильской "Повести о браслете" (IV-V вв.) и в гимнах алъваров.

А. Дубянский

ГОПИ

ГОПИ - пастушки и жены пастухов, окружавшие Кришну в юности, когда он жил во Вриндаване.

С. Невелева

ГОПУРА

ГОПУРА (врата коров) - первонач. укрепленные ворота в селениях, в средние века - надвратная башня в южноинд. храмах. С XIII-XIV вв. Г. стремительно растут вверх и в храмовых комплексах XVI-XVII вв. достигают колоссальных размеров. Низ Г. строился из камня, сама башня - из кирпича и, как правило, обильно украшалась алебастровой лепниной и крашеной скульптурой на мифологич. темы.

А. Дубянский

ГОР КУЛЬТ

ГОР КУЛЬТ - почитание гор, повсеместно распространенное в Индии. Горы и холмы почитаются как обители богов (дэва). К числу особо свящ. относятся Гималаи. За их гл. хребтом, по индуистским верованиям, находится гора Меру - центр земли в индуистской мифологии и иконографии. На трех ее вершинах - золотой, серебряной и железной - живут боги, а на четырех горах, ее окружающих, растут огромные деревья. С горами связано множество мифов, мифологич. мотивов и преданий. Здесь помещается сварга - небо Индры, а в вишнуитских мифах - вайкунтха, рай Вишну. С горами связана и супруга Шивы - Парвати (Горянка) - дочь бога гор - Гималая. К сев. от озера Манаса, как считают индусы, находится свящ. гора Шивы - Кайласа. В кришнаизме почитается гора Говардхана. На дравидском юге Г. к. неотделим от культа Муругана. Вообще он тесно связан с культом камней.

М. Альбедиль

ГОРАКХАНАТХ

ГОРАКХАНАТХ (бенг. Горокхонатх, Горкхонатх, санскр. Горакшанатха) - самый почитаемый вероучитель у натхов. Первое упоминание о нем - в маратхском сочинении конца XIII в. Скорее всего он жил не ранее X-XI вв. и не позднее XII в. На место его рождения претендуют Непал, Пенджаб, Уттар-Прадеш (г. Горакпур), Бенгалия и др. индийские провинции. Вероятнее всего, Г. был уроженцем Пенджаба, много странствовал по Сев. Индии и Непалу, о чем свидетельствуют многочисл. священные места, связанные с его именем. По преданию, он похоронен в Горакпуре, и его могила до сих пор - место поклонения. Г. привел учение натхов в определенную систему, преобразовал в шиваитский культ и способствовал его распространению. Возможно, он был основателем ордена странствующих йогов-яятхов (другие названия - горакханатхи, канпхата). Г. приписываются нек-рые сочинения по хатха-йоге на санскрите и хинди. Со временем его имя обросло легендами, деятельность его мифологизировалась, он был обожествлен и стал считаться многими натхами воплощением Шивы. Все сочинения натхов о Г. (поэмы, драмы) на новоиндийских языках представляют собой пересказы этих легенд, где в высшей степени мифологизированном персонаже трудно разглядеть реально жившего человека.

И. Товстых

ГОСАЛА (МАККХАЛИ ГОСАЛА)

ГОСАЛА (Маккхали Госала) - основатель школы адживиков, сложившейся во времена Будды и Махавиры, в Магадхе, Вост. Индия. Приписываемые ему тексты сохранились во фрагментах в сочинениях буддистов и джайнов, с к-рыми он полемизировал. У адживиков дравидского юга Г. был позже отождествлен с Буддой в махаяне.

М. Альбедиль

ГОСВАМИ (ГОСАИН, ГОСАМИ, СВАМИ, САМИ)

ГОСВАМИ (ГОСАИН, ГОСАМИ, СВАМИ, САМИ) (букв властитель коров) - индуистский монах, святой, аскет. Шиваиты-Г., принадлежащие к 10 монашеским орденам (дашанам), считают себя духовными наследниками Шанкары. Нек-рые из них живут в монастырях-матхах, нек-рые ведут бродячий образ жизни. Вишнуитов-Г. больше всего в Бенгалии и Ассаме. Титул "Г. " носили ученики и последователи Чайтаньи (Рупа Госвамин, Джива Госвамин и др.), развившие и теоретич. обосновавшие его учение. Г. также нередкий эпитет Вишну-Кришны.

А. Дубянский

ГОСУДАРСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГОТАМА, ГАУТАМА

ГОТАМА, ГАУТАМА - легендарный автор "Ньяясутр", самого древнего трактата философской школы ньяя, сложившейся, вероятно, в нач. н. э. Известен также по прозвищу Акшапада (букв, смотрящий под ноги).

М. Альбедиль

ГОТРА

ГОТРА (букв. коровье стойло) - клан, семья, раса, наследование) - название кланов брахманов, ведущих свое происхождение от божеств. мудрецов-риши. Первонач. (в брахманах) родоначальниками Г. (готракаринами) считались семь риши (саптариши), но потом к ним добавили Агастъю. Традиция называет и др. готракаринов, так что их список доходит до 18, 24, а иногда - 36. Внутри Г. выделяется правара, линия наследования, к-рая должна была упоминаться брахманом, разжигавшим и освящавшим жертвенный костер. Называя имена своих предков (но не более пяти), он доказывал свое право на совершение священнодействия. Если жертвоприношение заказывалось кшатрием или вайшьей, произносилась правара его пурохиты. Традиция придает большое значение чистоте Г., и потому разработана сложная система брачных запретов и регуляций, учитывающих принадлежность супругов к тем или иным Г., праварам, семьям. Браки внутри Г. запрещены.

А. Дубянский

ГРАМАДЭВАТА

ГРАМАДЭВАТА (букв, божество деревни) - объект коллективного почитания у индуистов, бог - покровитель той или иной местности, нередко именно деревенское божество. Входит в число трех осн. божественных персон, вместе с родовым и личным божеством (соответственно куладэвата и иштадэвата), почитаемых каждым верующим индуистом. Г.-д. обычно имеет особый храм (иногда - жертвенник очень простых форм), к-рый посещается жителями округи, а раз или два в год здесь устраиваются торжеств, празднества в честь Г.-д. Чаще всего Г.-д. является одним из общего пантеона богов индуизма или называется его именем или эпитетом, хотя нередко в его образе проступают и нек-рые оригинальные черты.

Н. Краснодембская

ГРАХА

ГРАХА (букв, схватывающий, удерживающий, содержащий) - планета в индийской астрологич. науке джъотиша; иногда конкретно мифич. планета Раху; также - место планеты в фиксированном зодиаке. В перечислениях Г. обычно выступают в кол-ве пяти (Марс, Меркурий, Юпитер, Венера и Сатурн), семи (с добавлением Раху и Кету) или девяти (с включением Солнца и Луны). В соответствии с понятиями о влиянии планет на жизнь и здоровье человека их зловещее влияние (непосредственное или через соответствующих демонов) также может быть названо Г., как и сам злоносящий демон.

Н. Краснодембская

ГРИХАСТХА

ГРИХАСТХА - домохозяин, вторая ступень в законе четырех стадий жизни (варна-ашрама-дхарма). Закончив период ученичества и совершив обряд возвращения домой, "дваждырожденный" должен был как можно скорее вступить в брак. Совершение свадебного обряда следовало строгой системе правил и запретов. Брак был религ. необходимостью и социальной обязанностью. Он преследовал 3 цели:

1) исполнение религ. долга посредством жертвоприношений,

2) продолжение рода для обеспечения нормального посмертного существования предков и

3) чувственное наслаждение (кама).

Стадия домохозяина рассматривалась как центр и основа всей социальной структуры. Домохозяин должен заниматься благотворительностью, наделяя пищей всех, кого может. В его обязанности входило также жертвоприношение богам, предкам, духам и людям. В идеале их предписывалось совершать ежедневно утром, в полдень и вечером, а также в строго обозначенные дни, месяцы, сезоны. Существовали правила, регламентировавшие поведение домохозяина. Неукоснительное следование им сулило долголетие, здоровое и многочисл. потомство, неистощимое богатство, накопление кармических заслуг.

М. Альбедиль

ГРИХЬЯ-СУТРЫ

ГРИХЬЯ-СУТРЫ - поздневедийские сочинения, посвященные домашнему ритуалу (грихья) ариев - "дваждырожденных"; большинство их относится к сер. I тыс. до н. э. Написаны в прозе (сутра) чрезвычайно лаконич. стилем, первонач. облегчавшим запоминание текстов. Входили в состав ритуальных сборников (кальпа-сутра). Г. составлялись в отдельных ведийских школах (Ашвалаяна, Шанкхаяна, Апастамба и т. д.) и часто в деталях ритуала и подборе заклинаний (мантр) обнаруживают особую близость к той или иной Веде. Преимуществ, внимание в Г. уделялось т. н. санскарам, обрядам, совершаемым при зачатии, во время беременности, при рождении, первом кормлении, стрижке ребенка, посвящении мальчика в брахманские ученики, свадьбе. В нек-рых Г. дается и описание похоронных обрядов, но обычно последние рассматривались в специальных сочинениях - питримедха-сутрах. Далее шло изложение цикла сезонных обрядов (по случаю сбора первого урожая, для приплода скота и т. д.), а также ежедневной ритуальной практики (начиная с утреннего омовения и поддержания огня в домашнем очаге) и особых процедур (напр., прием почетного гостя). Огромное значение придавалось произнесению мантр, обычно заимствованных из гимнов "Ригведы" или др. самхит; нередко текст принимал форму краткого комментария о том, какие действия должны сопровождать чтение ведийских стихов. Составители Г. перечисляют основные элементы домашних обрядов (иногда Весьма древних по происхождению), придавая им крайне схематич. и рационализированную форму. Создание Г. означало распространение принципов чисто брахманского ритуала шраута на область семейного культа и народных обычаев; оно способствовало известной унификации и канонизации др.-инд. культуры.

А. Вигасин

ГУНА

ГУНА (букв, нить; вариант, нечто вторичное; слой и др.) - свойство, качество. В вайшешике Г. - один из семи признаваемых в ней предметов слов", качество. Насчитывается 24 Г., каждая из к-рых присуща не менее чем одной субстанции, напр., Г. "вкус" - земле и воде, а Г. "удовольствие" - душе. В санкхье Г. - три взаимно соотносительных онтологии, аспекта любого природно сущего, взаимодействие и полагание результатов взаимодействия, суть к-рых - движущая сила, механизм разворачивания мира. Названия Г.: саттва - ясность, прозрачность, истовость; раджас - энергия, пыл, движение и тамас - инертность, косность, тупость. При порождении мироздания из состояния растворенности живое и психическое образуется из праматерии с преобладанием саттвы; мертвое, неорганическое характеризуется перевесом тамаса. Проявление Г. в различных сущих описывается импрессионистически-образно, но в огромном большинстве случаев две Г. из трех (пара может быть любой) противопоставлены как противоположности, а третья нейтральна к основанию противопоставления, напр., с саттвой связано знание ( + ), с тамасом - незнание ( - ), с раджасом - страстность (0); с саттвой - ясность (0), с тамасом - пассивность ( - ); с раджасом - активность ( + ) ; саттва соотносима с удовольствием ( + ), раджас - со страданием ( - ), тамас - с отсутствием реакции (0) и пр. Т. обр., Г. как понятийное средство является также инструментом оценки и ориентации для выбора стратегии деятельности. Положительно оценивается всякое возрастание саттвы. Избавление ума от тамаса, а затем и от раджаса суть важные этапы освобождения души, за к-рыми следует растождествление души с Г. и всем природным как таковым. Теорию Г. санкхьи принимает и йога, а также и веданта, называя их "силами неведения". Теорию Г. Трактуют "Бхагавадгита ", "Мокшадхарма" и др.

А. Паривок

ГУНАСТХАНА

ГУНАСТХАНА - в джайнизме стадия духовного освобождения.

Выделяется 14 Г.

1-я Г. характеризуется нек-рыми случайными проблесками сознания как адекватного отношения к реальности;

2-я Г. является промежуточной стадией между 1-й и 4-й Г.;

3-я Г. - стадия утверждения в правильном воззрении.

4-я Г. - стадия осознанного принятия учения в результате медитаций или наставлений учителя, характеризуется наличием контроля - упашама над аффектами, душевным волнением из-за невозможности длительного феноменального существования - самвета, отказом от чувственных удовольствий - нирведа, состраданием - анукампа, полным принятием учения как истинного - астикья;

на 5-й Г. начинается этическая практика, когда адепт берет обязательство соблюдать в неполной форме осн. и дополнит, обеты;

6-я Г. достигается только аскетами, к-рые полностью выполняют обеты, но еще подвержены слабым аффектам;

на 7-й Г. формируется духовная сила, позволяющая преодолеть полностью привязанность к внешнему миру, полностью овладеть телом и развить способность телепатического познания (манапарьяя-джняна);

8-я Г. характеризуется овладением одним из 4 видов медитации (шукла дхьяна) как орудием разрушения кармы;

9-я Г. - стадия окончат, преодоления сексуального желания и грубых аффектов - гнева, гордости и хитрости;

на 10-й Г. преодолеваются более тонкие неблагоприятные состояния сознания, напр, алчность;

на 11-й Г. подавляется почти вся карма, препятствующая правильному поведению и правильному воззрению;

на 12-й Г. разрушена вся карма, препятствующая правильным воззрению и поведению, а также карма, мешающая обретению абсолютного знания и абсолютного восприятия, затрудняющая духовное продвижение;

13-я Г. - стадия достижения абсолютного знания (кевала-джняна), на к-рой остается еще слабая активность (йога) тела, речи и ума; достигший этой стадии называется архатом или кевалином;

На 14-й Г. активность полностью прекращена, время нахождения в этом состоянии очень короткое, требующее произнесения нескольких мантр, после чего джива покидает тело и перемещается в самую верхнюю часть мироздания и становится Совершенным (сиддха).

А. Дюранов

ГУРДВАРА

ГУРДВАРА (букв. "Врата Гуру") - сикхский храм, центр религ. и соц. жизни сикхской общины. Мн. Г. построены в исторических для сикхов местах и связаны с именами десяти гуру. Самая главная из них находится в г. Амритсаре - это т. н. Золотой храм. В каждой Г. помещается "Ади Грантх", вокруг к-рой и посредством к-рой совершаются сикхские ритуалы. Г. - центр обществ, жизни общины, где происходят все важнейшие мероприятия. При Г. организуются школы; Г. предоставляют ночлег и пропитание нуждающимся. Сикхское благочестие подразумевает участие в работах на обществ, нужды при Г. - строительстве, ремонте, работе на обществ, кухне (трапезной). Г. являются источником значит, материальных средств, складывающихся из пожертвований верующих и доходов от храмовой земельной собственности. В наст. вр. контроль за деятельностью практически всех сикхских Г. в Индии осуществляет Комитет по управлению гурдварами (см. АКАЛИ, 2).

Е. Успенская

ГУРМУКХИ

ГУРМУКХИ (букв, из уст гуру) - шрифт, изобретение к-рого приписывается второму сикхскому гуру Ангаду. Используется для письменности на панджаби. Этим шрифтом, имеющим сакральное значение, записаны свящ. книги сикхов.

Е. Успенская

ГУРУ 1

ГУРУ 1 - наставпик-брахман, гл. фигура индийской традиционной системы духовного образования; в древности - учитель проходящего первую из ашрам (жизненных стадий), т. е. брахмачарина. Г. подготавливает своего ученика к посвящению путем передачи ему знания священных Вед, практич. навыков жреца и семейных этич. норм.

С. Невелева

ГУРУ 2

ГУРУ 2 - верховный учитель в сикхизме. У сикхов было десять Г. После смерти последнего из них, Гобинд Сингха, по его воле свящ. книга Ади Грантх " считается сикхским Г. навечно ("Г. Грантх"). Наставничество Г. - основополагающий момент в сикхизме; само название "сикх" (ученик) подразумевает, что сикхи идут вслед за своим Г., указывающим верный путь личным примером и наставлениями, как мудрый и благочестивый человек. Все сикхские Г. жили в обществе, вели нормальную семейную жизнь и постоянно занимались духовным развитием своих учеников. Сикхизм учит, что все десять Г. были едины в духе, хотя имели разные физич. тела; в момент смерти Г. светильник духовности переходит к новому Г., и все они несут один свет, одну истину людям. Их учение едино. Десятый Г. Гобинд Сингх, к-рый осуществил крупнейшую реформу сикхизма, выделил три составляющие власти Г.: персональную, ре лиг. и светскую. Персональная власть сикхских Г. завершилась с десятым Г. Ре лиг. власть будет существовать всегда в виде Писания, и "Ади Грантх" с тех пор считается символич. представителем всех десяти Г. Светскую власть Гобинд Сингх возложил на сикхскую общину пантх: все решения, принятые большинством представителей на собрании сикхов (Сарбат Хальса), становятся обязательными для всех как мнение Г. - гурумата. Вообще считается, что везде, где есть пять сикхов и "Ади Грантх", есть и Г. На этих принципах построено самоуправление хальсы в отсутствие живого Г.

Е. Успенская

ГХАТЫ

ГХАТЫ - спуски к воде свящ. рек и озер, часто ступенчатые, украшенные изображениями божеств, святых, мемориальными комплексами (чхаттри). Многие реки и озера в Индии считаются священными. Естественно, что спуски к воде посещаются паломниками. По утрам на Г. совершаются обряды поклонения реке, солнцу. Паломники совершают омовение, тем самым освобождаясь от грехов, набирают воду свящ. рек и озер в кувшины, чтобы забрать их с собой. Нек-рые спускаются по Г., чтобы закончить жизнь в водах свящ. реки, обычно Ганги, и тем добиться "освобождения" (мукти). Наиб, известные Г. находятся в свящ. городах: Матхуре на р. Джамна (Ямуна), Каши (Варанаси) на зап. берегу Ганги; в г. Пушкар (на берегах свящ. озера Пушкар в Раджастхане). Нек-рые Г., такие, как Маникарника гхат и Харишчандра гхат в Каши, служат местом кремации. В честь выдающихся людей, кремированных на этих Г., установлены памятники. Нек-рые Г. или участки Г. принадлежат частным лицам, известны также Г., принадлежащие не индусам, а джайнам, как, напр., Бачрадж гхат в Каши.

И. Котин

ГХИ, ГХРИТА

ГХИ, ГХРИТА - очищенное топленое коровье масло, имеет в индуизме высокий ритуальный статус; с глубокой древности используется в разл. обрядах в кач-ве подношения богам. Из-за мощной очистительной силы (в магич. смысле) используется, в части., для праздничных, ритуальных блюд. Считается, что приготовленная с Г. пища меньше подвержена "осквернению", напр, от взгляда представителя "низкой" касты.

Н. Краснодембская

ГХОШ АУРОБИНДО

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница