Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "В"
Vajra "громовая стрела" - оружие громовника Индры. Мистически это особая сила, способствующая Освобождению. Великая мантра северных буддистов обращена к тому, у кого в руке ваджра (или дордже) - Vajrapanin. |
Vainateya сын Винаты, дочери Дакши. Эпитет Гаруды, царя птиц, на котором летает Вишну. |
Vaiisvanara всенародный. Особый огонь, огонь домашнего очага. В теле - огонь, переваривающий пищу; по учению Аюрведы, Санкхьи и йоги, он находится в брюшной полости, выше пупка, в особом энергетическом центре (чакра); соответствует солнечному сплетению. Огонь погребального костра. |
Vaishya представитель третьей касты, земледелец, торговец. |
Varuna греческий Уранос, в Ведах - олицетворение неба, ипостась верховной ведической троицы: Митра-Варуна-Арьяман. В эпоху эпоса В. стал собственным отражением - владыкой вод. Варуна - один из Адитьев, сынов Адити, безграничности (слабо персонифицированный образ). |
Varaneya человек, принадлежащий народу Вришни; часто употребляется как родовое имя Кришны. |
Vasava потомок Васу, эпитет Индры. |
Vasu "благой", "богатый", название одного класса богов. |
Vasudeva "тот, чей бог Васу", поклонник Васу; имя царя из рода Вришни, отца Кришны; родовое имя Кришны. |
Vasuki имя царя "змиев", мифических мудрецов, обитателей подземного царства - Паталы. Об этом подробней см. в III вып. этой серии "Повесть о Матали" из "Путешествия Бхагавана". |
Vayu ветер, бог ветра, воздух; второй из пяти "элементов" (стихий). Находясь в теле, В. осуществляет в нём течение жизненных токов, называемых пранами. |
Veda ведение. Название священных книг индийцев, сборников гимнов и обрядовых уставов. В более древние времена насчитывалось 3 Веды: Риг Веда, Сама Веда и Яджур Веда. Каждая Веда предназначалась особому классу жрецов: хотаров, удхатаров и адхварью (в порядке Вед) и делилась на 3 части: сборник гимнов (Самхита), трактатов, объясняющих смысл обрядов и дающих указания, как совершать их (Брахманы), и трактатов, предназначенных для пустынников. - Араньяки. Как неразрывная часть, в Араньяку каждой из Вед входило несколько Упанишад, как тайноучение той или иной школы жрецов. Широко обобщая, Веды относят к середине II тысячелетия до н. э., но Атхарва Веда была создана гораздо позже, так как Гита не упоминает о ней. |
Vedanta конец Вед; в частности, философские трактаты, называемые Упанишадами. |
Vivasvant "светоносный", "сияющий", "пламенеющий"; одна из ипостасей Солнца. |
Vikarna точный перевод сомнителен: БПС даёт под вопросом: "лопоухий" - признак породистого животного? "безухий" - имя одного из сыновей Дхритараштры? |
Virata раджа народа матсья, тесть Абхиманью, сына Арджуны. У В. Пандавы тайно прожили тринадцатый год своего изгнания. |
Vishnu божество, мало охарактеризованное в Ведах. Основной ведический миф о нём - это сказание о трех Шагах Вишну. Явясь в виде карлика асуру, правившему тогда миром. В. просил дать ему столько пространства, сколько он может пройти тремя шагами. Получив согласие, В. превратился в великана и перешагнул через весь мир. Таким образом, в Ведах В. является олицетворением Солнца, тремя шагами проходящего весь мир: с востока через зенит на запад. Зенит называется "следом Вишну" Vishnupada. В эпический период В. слился с образом Нараяны-Бхагавата. Хотя о Нараяне упоминают уже Брахманы, его арийское происхождение сомнительно, и тем более Кришны, самое имя которого (Черный) является намёком на его негроидное происхождение. Кришна борется с Индрой, как владыкой ведических богов, и побеждает, а победив, Вишну-Нараяна-Кришна становится славным богом кшатриев-вишнуитов. Об этом подробнее говорится в разделе "Нараяния" Мокшадхармы. |
Vrishni "мужественный", "овен" - название народа, к которому принадлежал Кришна. |
Vyasa или Ведавьяса - Кришна Двайпаяна (Островитянин) - мудрец, которому приписывается создание Махабхараты, многих Пуран и редакция Вед (Вьяса, значит распределитель, редактор). Вьяса - физический отец Дхритараштры, так как юридический отец вследствие развратного образа жизни не мог оплодотворить своих жен, роду грозило угасание. Старшие представители рода умоляли Вьясу войти к жене раджи и дать ей ребенка, который считался бы сыном раджи (об этом подробнее в "Путешествии Бхагавана", и III вып. Речь Бхимы). |